Руководства, Инструкции, Бланки

образец пояснительной записки мероприятий нму

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Пояснительная записка

/ Пояснительная записка

4. Контроль за соблюдением нормативов ПДВ(ВСВ) на предприятии

Основным видом производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов (ПДВ и ВСВ) для всех источников с организованным и неорганизованным выбросом является контроль непосредственно на источниках.

При организации контроля за соблюдением нормативов выбросов определяются категории источников выбросов в разрезе каждого вредного вещества, т.е. категория устанавливается для сочетания «источник – вредное вещество» для каждого к-го источника и каждого, выбрасываемого им j-го загрязняющего вещества.

Определять категорию источника в целом для всех выбрасываемых из этого источника веществ нецелесообразно, так как уровни воздействия каждого из этих веществ на атмосферный воздух могут существенно различаться. Поэтому, объем работ по контролю за соблюдением установленных для них нормативов выбросов должен быть разным.

При определении категории выбросов рассчитываются параметры и , характеризующие влияние выброса j-го вещества из к-го источника выбросов на загрязнение воздуха прилегающих к хозяйствующему субъекту территорий, по формулам:

где (г/с) – величина выброса j-го ЗВ из к-го ИЗА;

ПДКj (мг/м 3 ) – максимальная разовая предельно допустимая концентрация, (а при ее отсутствии другие действующие критерии качества атмосферного воздуха, которые использовались при проведении расчетов загрязнения атмосферы);

(в долях ПДКj ) – максимальная расчетная приземная концентрация данного (j-го) вещества, создаваемая выбросом из рассматриваемого (к-го) источника на границе ближайшей жилой застройки;

(%) – эксплуатационный коэффициент полезного действия пылегазоочистного оборудования (ГОУ), установленного на к-м ИЗА при улавливании j-го ЗВ;

(м) – высота источника; в случае, если высота выброса менее 2 м, то принимается равным 2м (= 2 м).

Для определения периодичности контроля рассматриваются 3 категории (I, II, III) с подразделением I и II категорий на 2 подкатегории (IA, IБ, IIA, IIБ).

Определение категории «источник – вредное вещество» выполняется, исходя из следующих условий:

I категория – одновременно выполняются неравенства:

I Б: 0,001 < < 5 и ? 0.5;

IIА: > 5 и < 0.5;

IIБ: 0,001 ? ? 5 и <0.5;

и для рассматриваемого источника разработаны мероприятия по сокращению выбросов данного вещества в атмосферу.

IIIА: > 5 и < 0.5;

IIIБ: 0,001 ? ?5 и <0.5;

и за норматив ПДВ принимается значение выброса на существующее положение.

IV категории - если одновременно выполняются неравенства

и за норматив ПДВ принимается значение выброса на существующее положение.

Исходя из определенной категории сочетания «источник — вредное вещество» устанавливается следующая периодичность контроля за соблюдением нормативов ПДВ:

IА – 1 раз в месяц;

IБ - 1 раз в квартал;

IIА –1 раз в квартал;

IIБ – 2 раза в год;

IIIА – 2 раза в год;

IIIБ – 1 раз в год;

IV категория - 1 раз в 5 лет.

На основе данных о параметрах выбросов, мероприятиях по их сокращению, а также вкладов источников в уровни приземных концентраций выполнены оценки параметров Ф и определена категорийность источников выбросов в разрезе каждого вещества для ОАО «Комбинат гофрокартона».

В табл. 13 приведены значения параметров. и категории по каждому источнику в разрезе вредных веществ.

В табл. 14 представлен план-график контроля за соблюдением нормативов ПДВ для источников в разрезе вредных веществ.

Наряду с контролем за соблюдением параметров источников загрязнения атмосферы для ОАО «Комбинат гофрокартона», имеющего большое количество низких и средних источников, а также неорганизованных источников выбросов целесообразно проведение контроля за соблюдением установленных нормативов ПДВ в контрольных точках.

В табл. 15 представлен план-график контроля за содержанием вредных веществ в атмосферном воздухе в контрольных точках.

5. Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ)

В отдельные периоды, когда метеорологические условия способствуют накоплению вредных веществ в приземном слое атмосферы, концентрации примесей в воздухе могут резко возрасти. Чтобы в эти периоды не допускать возникновения высокого уровня загрязнения, необходимо кратковременное сокращение выбросов загрязняющих веществ.

Для выбросов, не оказывающих существенного влияния на загрязнение воздушного бассейна, разработка и осуществление специальных мер по кратковременному их сокращению в периоды неблагоприятных метеорологических условий не представляются целесообразными.

В соответствии с п. 6.3 «Методических указаний по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферу», СП-б, 2012 для предприятий, расположенных в населенных пунктах, для которых не составлены схемы прогноза наступления НМУ, соответствующий раздел в проекте нормативов ПДВ не разрабатывается.

6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРОВ САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ

Определение размеров санитарно-защитной зоны промплощадки проведено в соответствии с «Методикой расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятия» (ОНД-86).

Согласно санитарным правилам и нормам «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (СанПиН- 2.2.1/2.1.1.1200-03), размер нормативной СЗЗ устанавливается для отдельных производств. Для промплощадки ОАО «Комбинат гофрокартона» размер нормативной СЗЗ составляет 50 м (Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг – класс V).

Проведенные расчеты рассеивания загрязняющих веществ по границе нормативной СЗЗ показали, что превышений в СЗЗ нет.

Определение границ СЗЗ осуществляется на основании иных нормативных документов в установленном порядке.

Выбор вещества (2704 - Бензин), для которого требуется определение зоны влияния (Смах > 0,05 ПДК м.р. ) проводился по результатам оценочных расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в районе расположения промплощадки предприятия.

Общая характеристика автомобиля: прочие автомобили

Рабочий объем двигателя: 1,2 - 1,8 л

Тип используемого топлива: бензин

Тип стоянки: закрытая теплая

Этажность стоянки: одноэтажная

Эксплуатационные характеристики автотранспорта на стоянке:

Среднее кол-во автотранспорта, выезжающего в течении суток со стоянки: 1

Наибольшее количество автомобилей

выезжающих со стоянки в течение 1 ч: 1

Пробег автомобиля по территории стоянки при выезде, км: 0.100

Пробег автомобиля по территории стоянки при въезде, км: 0.100

Время работы на холостом ходу при выезде: 1 мин

Время работы на холостом ходу при въезде: 1 мин

Время прогрева двигателя по периодам (мин):

- в теплый период: 2.0

- в переходный период: 5.0

- в холодный период: 7.0

Количество рабочих дней по периодам:

- в теплый период: 108

- в переходный период: 79

- в холодный период: 60, из них

образец пояснительной записки мероприятий нму:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Статья по теме: Пример написания пояснительной записки к ООПДО

    Статья по теме:
    Пример написания пояснительной записки к ООПДО

    В статье предложен пример написания пояснительной записки к основной общеобразовательной программе для дошкольного учреждения общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей.

    Пример написания пояснительной записки к ООПДО

    Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 83 «Утиное гнездышко» разработана педагогическим коллективом образовательного учреждения

    Основная общеобразовательная программа разработана в соответствии с:

    · Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, в СССР вступила в силу 15.09.1990),

    · Декларация о правах ребёнка (провозглашена резолюцией 1386 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959);

    законами РФ и документами Правительства РФ:

    · Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 (с изменениями и дополнениями),

    · ст. 30 Конституции РФ, ст.ст. 7,9,12,14,17,18,28,32,33 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями),

    · Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждённое Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011 № 2562,

    · Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условием ее реализации (далее по тексту - ФГТ), утверждённые приказом Министерства образования РФ от 23.11.2009 №655,

    · Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.07.2011 № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»,

    · «Национальная доктрина образования» (одобрена постановлением Правительства РФ от 30.06.200 г.),

    · Гражданский и трудовой кодекс РФ;

    документами Федеральных служб:

    · СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в дошкольных организациях» от 22.07.2010 № 18267;

    нормативно-правовыми документами Министерства образования РФ:

    · «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы» (от 09.08.2000 № 237/23-16),

    · «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального школьного образования» (от 25.03.1994),

    · «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных учреждений РФ» (от 24.04.1995 №6/10-15),

    · «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» от 17.06.2003,

    · «О статусе образовательных учреждений» (от 08.06.1998 №30),

    · «О программно-методическом обеспечении дошкольного образования – в контексте педагогики развития» (от 24.03.1995 №42/19-15),

    · «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения» (от 14.03.2000 № 65/23-16),

    · «Об утверждении правил оказания платных услуг в сфере дошкольного и общего образования» (от 05.07.2001 №505),

    · Проект «Требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования», подготовленный Федеральным государственным учреждением Федеральный государственный институт развития образования,

    · «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (от 21.10.2010г №03 – 248);

    а также, в соответствии с Уставом МБДОУ д/с № 83 «Утиное гнездышко».

    Общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 83 «Утиное гнездышко» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

    Дошкольное образовательное учреждение работает в режиме пятидневной рабочей недели, с 07.00 часов до 19.00 часов.

    В настоящее время функционирует 10 групп:

    - 2 группы раннего возраста с 2 до 3 лет;

    - 8 групп дошкольного возраста с 3 до 7 лет,

    Наше дошкольное учреждение посещают 213 детей.

    Предполагается формирование группы кратковременного пребывания.

    1. Контингент воспитанников ДОУ

    На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

    Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

    Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

    В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

    Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

    Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

    К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

    Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

    В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

    Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

    На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

    Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

    Основной формой мышления становится наглядно-действенное. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

    Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

    Дети данных групп, вновь поступившие в дошкольное учреждение, у некоторых еще не закончен адаптационный период. Для воспитанников данных возрастных групп характерны общие показатели развития. Нервно– психического развитие соответствуют возрастной норме. На достаточном уровне развиты культурно- гигиенические навыки, навыки самообслуживания. Дети умеют общаться друг с другом, начинают играть вместе, говорят предложениями, используют существительные и прилагательные. Понимают речь взрослого без наглядного сопровождения; задают вопросы типа: «Что это?». Выполняют двухступенчатую инструкцию: «Сначала вымоем руки, затем будем обедать». Используют по назначению цветные карандаши, рисуют по возрасту, манипулируют с предметами. Самостоятельно делают несложные постройки и называют их.

    Адаптация практически у всех воспитанников протекает успешно.

    В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

    Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

    Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

    Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

    Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

    Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. - В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса—и в помещении всего дошкольного учреждения.

    Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

    Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

    В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

    Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

    Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

    В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

    Итоговый уровень усвоения программного материала 89%

    69% - высокий уровень (11 детей)

    21% - средний уровень (5 детей)

    низкий уровень – нет

    Для воспитанников данной возрастной группы характерны общие показатели развития. Большинство воспитанников данной возрастной группы демонстрируют готовность на достаточном уровне (по возрастной норме):

    Умеют общаться со взрослыми;

    любят играть в сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, игры на логическое мышление;

    особенности развития зрительно – моторной координации соответствуют возрасту, некоторые дети любят экспериментировать,

    пользуются сенсорным эталонам;

    есть воспитанники с высоким уровнем развития мелкой моторики, развитием образного мышления, воображения, есть предпосылки к предметному рисунку;

    Практически у всех воспитанников на уровне возрастной нормы развиты память и внимание, наглядно-действенное мышление и воображение.

    Во взаимоотношениях со сверстниками дети начинают руководствоваться нормами и правилами, у некоторых воспитанников начинает развиваться самооценка.

    Группа № 10 «Матрешка»

    Итоговый уровень усвоения программного материала 87%

    69% - высокий уровень (11 детей)

    38% - средний уровень (7 детей)

    низкий уровень – нет

    группы характерны общие показатели развития. Большинство воспитанников данных возрастных категорий демонстрируют готовность на достаточном уровне (по возрастной норме):

    - любят играть в сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, игры на логическое мышление;

    - особенности развития зрительно – моторной координации соответствуют возрасту;

    - в перцептивной деятельности – к переходу с использования предэталонов к сенсорным эталонам;

    Практически у всех воспитанников на уровне возрастной нормы развиты память и внимание, наглядно-действенное мышление и воображение.

    Во взаимоотношениях со сверстниками дети начинают руководствоваться нормами и правилами, у некоторых воспитанников начинает развиваться самооценка.

    В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

    Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

    Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

    Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

    К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

    Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

    Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

    Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

    Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

    Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие,

    В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных,

    интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

    Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

    Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

    У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

    Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

    Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

    Группа № 6 «Теремок»

    Итоговый уровень усвоения программы - 84%

    высокий уровень развития (12 детей) - 50%

    средний уровень развития (12 детей) - 50%

    низкий уровень развития - 0

    Для воспитанников данной возрастной группы характерны общие показатели развития. Большинство воспитанников данной возрастной группы демонстрируют готовность на достаточном уровне (по возрастной норме):

    Умеют общаться со взрослыми;

    любят играть в сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, игры на логическое мышление;

    особенности развития зрительно – моторной координации соответствуют возрасту, некоторые дети любят экспериментировать,

    пользуются сенсорным эталонам;

    есть воспитанники с высоким уровнем развития мелкой моторики, развитием образного мышления, воображения, есть предпосылки к предметному рисунку;

    Практически у всех воспитанников на уровне возрастной нормы развиты память и внимание, наглядно-действенное мышление и воображение.

    Во взаимоотношениях со сверстниками дети начинают руководствоваться нормами и правилами, у некоторых воспитанников начинает развиваться самооценка.

    Группа № 3 «Березка»

    Итоговый уровень усвоения программы - 88%

    высокий уровень развития (11 детей) 55%,

    средний уровень развития (9 детей) 45%

    низкий уровень – нет

    Для воспитанников данной возрастной группы характерны общие показатели развития. Большинство воспитанников данных возрастных категорий демонстрируют готовность на достаточном уровне (по возрастной норме):

    - любят играть в сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, игры на логическое мышление;

    - особенности развития зрительно – моторной координации соответствуют возрасту;

    - в перцептивной деятельности – к переходу с использования предэталонов к сенсорным эталонам;

    Практически у всех воспитанников на уровне возрастной нормы развиты память и внимание, наглядно-действенное мышление и воображение.

    Во взаимоотношениях со сверстниками дети начинают руководствоваться нормами и правилами, у некоторых воспитанников начинает развиваться самооценка.

    Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры н строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

    Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрастрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

    Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

    Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

    Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

    Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

    В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

    Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

    Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

    Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

    Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

    Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

    Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

    Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

    Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

    Группы № 2 «Совушка»

    Природно-климатические и экологические

    Город расположен в пределах лесоболотной зоны Западно-сибирской низменности.

    Климат района резко континентальный. Относится к зоне избыточного увлажнения при недостаточной теплообеспеченности. Основным источником поступления влаги являются осадки. В начале холодного периода (октябрь – ноябрь) идет интенсивная потеря тепла и промерзание грунтов. В январе – феврале происходит миграция влаги сверху вниз, и влагосодержание верхнего (30 см) слоя почвы от декабря к марту возрастает. В мае после схода снега постепенно оттаивает почва, но прогревается очень медленно. Избыточное увлажнение способствует активизации вирусов, грибков, бактерий, что оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье детей.

    Заслуживает внимания экологическое состояние края. активная вырубка лесов для строительства нефтяных буровых и скважин, бесхозяйственное отношение к лугам, промышленное производство снижает уровень содержания кислорода и повышает содержание в воздушных массах углекислого газа, что отрицательно сказывается на здоровье воспитанников.

    При планировании образовательного процесса необходимо внести коррективы в физкультурно-оздоровительную работу. Проведение оздоровительных мероприятий и режимных моментов с учетом особенностей климата и природных условий, состояния экологической обстановки, здоровья населения. Так, например, прогулка в холодный период времени осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10, в актированные дни прогулка заменяется методом сквозного проветривания в отсутствии детей, организуются подвижные игры в спортивном зале, в зале хореографии.

    Экологические особенности местности позволяют вести углубленную работу экологической направленности.

    Национально-культурные и этнокультурные

    Сургут многонациональный город. Самыми многочисленными являются русские. Коренными, малочисленными народностями являются ханты, манси, ненцы.

    Возможно введение региональной программы по ознакомлению воспитанников с культурой коренных народностей. Отбор произведений национальных (местных) писателей, поэтов, композиторов, художников, образцов национального (местного) фольклора и народных художественных промыслов при ознакомлении детей с искусством.

    Крупнейшее предприятие города ГРЭС – 1, ГРЭС – 2, «Сургуттрансгаз», Сургутский завод стабилизации конденсата, «Сургутгазпром», и многие другие

    При реализации образовательной области «Социализация» необходимо введение тем, направленных на ознакомление воспитанников с профессиональной деятельностью взрослых.

    Наблюдается естественный прирост населения города. Характерной чертой последних лет является миграционные процессы.

    Возможна реализация региональной программы по работе с детьми, для которых русский язык не родной.

    Предварительный просмотр:

    В программе сочетаются следующие принципы:

    а) Личностно ориентированные принципы

    Принцип адаптивности. Предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.

    Принцип развития. Основная задача детского сада – это развитие ребёнка-дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

    Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

    б) Культурно ориентированные принципы

    Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

    Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

    Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

    Принцип ориентировочной функции знаний. Знание в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

    Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

    в) Деятельностно ориентированные принципы

    Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.

    Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное (или не управляемое прямо), самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.

    Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.