Руководства, Инструкции, Бланки

образец договор поставки таможенный союз

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Заключение договоров поставки или купли-продажи со странами Таможенного союза (Беларусь, Казахстан)

Заключение договоров поставки или купли-продажи со странами Таможенного союза (Беларусь, Казахстан) происходит в том же порядке, что и внутри РФ, или существуют какие-либо дополнительные документы?

В соответствии со ст. 1 Договора о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза (далее – Договор о создании таможенного союза ), подписанного в г. Душанбе 06.10.2007, таможенный союз – форма торгово-экономической интеграции России, Белоруссии и Казахстана (далее – Стороны), предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом Стороны применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

Согласно ст. 3 Договора о создании таможенного союза с момента создания единой таможенной территории Стороны не применяют во взаимной торговле таможенные пошлины, количественные ограничения и эквивалентные им меры, однако могут быть установлены специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, а также запреты и ограничения импорта или экспорта, необходимые для защиты общественной морали, жизни или здоровья человека, животных и растений, охраны окружающей природной среды и защиты культурных ценностей, при условии, что такие запреты и ограничения не являются средством неоправданной дискриминации или скрытым ограничением торговли.

В соответствии со ст. 1 Протокола от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе» (далее – Протокол от 11.12.2009 ) при экспорте товаров с территории одного государства – члена таможенного союза на территорию другого государства – члена таможенного союза налогоплательщиком (плательщиком) (далее – налогоплательщик) государства – члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка налога на добавленную стоимость (далее – НДС) и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган необходимых документов.
При экспорте товаров с территории одного государства – члена таможенного союза на территорию другого государства – члена таможенного союза налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному законодательством государства – члена таможенного союза, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства за пределы таможенного союза.

Как уже было сказано выше, с созданием таможенного союза формируется единая таможенная территория и не применяются таможенные пошлины, однако это не означает единство гражданского законодательства стран участников таможенного союза, поэтому стороны договора поставки или купли-продажи должны определить право, подлежащее применению к заключаемому договору.
Следует отметить, что стороны могут при заключении договора руководствоваться «Международными правилами толкования торговых терминов «Инкотермс».

«. Мы уже несколько лет сотрудничаем с КГ "Аюдар", и они никогда нас не подводили - всегда быстрые и грамотные ответы на вопросы по бухгалтерскому и налоговому учету, квалифицированные специалисты и большой выбор услуг. Спасибо. »

ООО "Курземес Авиа" Анна Герасимова

«Мы с вами выиграли два суда. Всегда приятно с вами работать. У вас очень хорошие, приятные сотрудники. Благодарность коллективу консалтинговой группы «Аюдар» за квалифицированную и оперативную работу.»

ООО «Лайнер» Юлова Татьяна Ивановна

© 1996 – 2016 Консалтинговая группа "Аюдар" | Карта сайта

Видео

образец договор поставки таможенный союз:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Договоры на экспорт в страны-участники Таможенного союза Готовый договор, образец договора, шаблон договора, пример договора, образец контракта можно

    Магазин готовых договоров

    Также предлагаем договоры на экспорт в страны СНГ с учетом конкретной страновой специфики:

    • Международный контракт поставки на экспорт в Украину (общая форма, применимая также к иным государствам СНГ)
    • Международный контракт поставки на экспорт в Беларусь (с учетом специфики Таможенного союза)
    • Международный контракт поставки на экспорт в Казахстан (с учетом специфики Таможенного союза)

    Наши международные контракты без проблем проходят проверку и в отделах валютного контроля банков, и в таможенных органах, хорошо принимаются и без труда подписываются иностранными партнерами.

    Проработав долгие годы, мы предлагаем то, что нужно нашим клиентам.

    Уже приобретено 5723 готовых договора. Среди недавних покупателей

    Некоторые отзывы покупателей наших готовых договоров:

    Выражаю благодарность Вашему юридическому центру за юридические документы, которые я приобрел. Документы отличаются высоким качеством, тщательно проработаны с учетом законодательства и правоприменительной практики, текст на английском языке полностью соответствует тексту на русском языке. Кубышкин А.В. Адвокат, Москва

    Спасибо за качественную работу и Ваши советы. Начинающему в ВЭД крайне необходимы и полезны. Алексей, Москва

    Внешнеторговый контракт поставки

    Внешнеторговый контракт поставки

    Услуги по оформлению внешнеторгового контракта стоят от 10 000 рублей.

    В Ваш проект будут внесены необходимые дополнения или
    сделано составление международного контракта.

    Любая форма договора: внешнеторговый контракт на поставку товара, внешнеторговый контракт купли-продажи, дистрибьюторское соглашение, эксклюзивный дистрибьюторский договор, контракт с аккредитивом, соглашение о бесплатной поставке.

    Оформление международной сделки будет соответствовать требованиям,

    в том числе валютного и таможенного контроля России.

    Необходимость оформления контрактов (договоров), внешнеторговых и международных договоров услуг.

    Указом Президента России № 213 от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» всем зарегистрированным на территории России предприятиям и объединениям разрешено независимо от формы собственности осуществлять внешнеэкономическую, в том числе и посредническую, деятельность. При этом никто не отменял особенности российского законодательства в области гражданских, валютных, налоговых, таможенных и иных правоотношений.

    Присоединение России к Венской Конвенции в сентябре 1991 года было с условием, согласно которому в торговле с российскими участниками контракты в устной форме не применяются. (В части подготовки, составления международного договора и внешнеэкономических контрактов действует Конвенция Организации Объединенных Наций «О договорах международной купли-продажи», заключена в Вене 11.04.1980 г. - Венская конвенция).

    После вступления России в ВТО оговорка для России по Венской конвенции, о единственно возможной форме договора внешнеэкономической сделки - надлежаще подписанной сторонами простой письменной форме договора, осталась неизменной.

    Согласно ст.162 п.3, 1 часть Гражданскому кодексу РФ (ГК РФ) – несоблюдение письменной формы договора влечет за собой недействительность сделки. По ГК РФ существует определенный порядок заключения договора ст. 432 – 449 (живой контракт и электронный, факсимильный вариант).

    Оформление контракта на импорт и экспорт товаров должно учитывать:

    ● требования ГК РФ;

    ● инструкцию Центрального банка РФ от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок»;

    ● Таможенный кодекс;

    ● Федеральный закон РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» N 311-ФЗ от 27.11.2010, с изменениями и дополнениями;

    ● Венскую конвенцию 1980 г.;

    ● принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА);

    ● типовой закон о закупках товаров (работ) и услуг, разработанный Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИЕРАЛ) Нью-Йорк 1994 г.

    В коммерческом контракте, можно применять любую редакцию ИНКОТЕРМС начиная с 1936 года. ИНКОТЕРМС - международные правила толкования базисных условий поставки (базис поставки или условие поставки). Данная Европейская практика, в 2002 году признана обычной международной практикой для России. ИНКОТЕРМС носит рекомендательный характер.

    Для проведения внешнеторговой сделки в соответствии с законодательством РФ необходимо:

    ● оформить международный (внешнеэкономический) договор поставки на импорт или на экспорт;

    ● согласовать необходимые протоколы документов между сторонами контракта;

    ● выполнить все условия международного контракта.

    Это позволит выполнить необходимые требования таможенного контроля для помещения товара под нужную процедуру.

    Функции международного торгового контракта (договора):

    ● юридически закрепляет отношения между сторонами, накладывает на них обязательства, выполнение которых защищено законом;

    ● становятся понятны способы, последовательность, сроки и другие действия сторон;

    ● стороны руководствуются условиями внешнеторгового контракта (договора) по вопросу разрешения споров и обеспечения выполнения принятых обязательств (надо иметь в виду, что Венская конвенция (ст. 90) не затрагивает предмет регулирования обязательств сторон).

    Особенности международного договора не позволяют сделать его универсальным.

    Общие данные для оформления внешнеторгового договора:

    ● полные реквизиты сторон на международном и русском языках (полные наименования компаний, точные юридические адреса и налоговые номера);

    ● должности и имена уполномоченных лиц, и на каком основании они действуют в интересах сторон;

    ● что является предметом контракта, какой основной товар или группа товаров;

    ● наличие дилерских, дистрибьюторских отношений (при наличии второго дистрибьюторского контракта);

    ● присутствие эксклюзивности в договорных международных отношениях;

    ● наличие заранее известных торговых марок, генеральных производителей и стран производства;

    ● наличие или отсутствие согласованной формы заказов;

    ● наличие согласованной формы спецификации для каждой отдельной партии товара;

    ● наличие или отсутствие технических приложений и дополнений к контракту внешнеэкономической сделки;

    ● место передачи товара;

    ● какая из сторон оплачивает основную перевозку;

    ● когда переходят риски от случайной гибели товара в пути;

    ● момент перехода право собственности за товар;

    ● необходимость обязательного страхования при международной перевозке;

    ● как оплачивается таможенное декларирование при экспорте и импорте;

    ● условия по качеству товара;

    ● наличие или отсутствие гарантийных обязательств;

    ● процедура согласования номенклатуры, стоимости и времени готовности товара к отгрузке;

    ● предполагаемая сумма международного контракта поставки;

    ● в какой валюте получает выручку покупатель;

    ● что входит в цену товара;

    ● наличие или отсутствие отчислений по интеллектуальной собственности;

    ● цена за товар определяется прайс-листом или индивидуальным заказом;

    ● цены за товар будут фиксированы или могут меняться;

    ● как совершается оплата – частями или единовременно, до отгрузки или после получения товара;

    ● наличие в условиях оплаты за товар аккредитива и его предполагаемые условия;

    ● условия процедуры и сроков возврата предоплаты;

    ● сроки отгрузки товара внешнеторгового контракта поставки;

    ● рекомендации по документам, сопровождающим товар;

    ● условия по маркировке товара;

    ● требования к погрузке и упаковке товара;

    ● наличие возвратной тары или контейнера;

    ● особые условия по ответственности сторон;

    ● условия по досрочному расторжению договора международной торговли;

    ● применяемое международное право договора во внешнеэкономической деятельности;

    ● выбор арбитражного суда и его регламент;

    ● наличие штрафных санкций и их размеры;

    ● порядок предъявления претензий и процедура проведения рекламаций;

    ● дата контракта и дата окончания действия контракта для целей валютного контроля;

    ● языки контракта, какой из языков имеет приоритет.

    Могут быть и другие условия международных внешнеэкономических договоров. Универсальных международных договоров не бывает.

    Самым распространенным является внешнеторговый договор купли-продажи.

    Передайте известную Вам часть требований к внешнеэкономической операции,

    и в кратчайший срок (за 1- 2 дня) будет предоставлен проект международного контракта.

    Целью внешнеэкономической сделки является приобретение права собственности, права пользования какой-либо вещью и что бы соблюдалось условие действительности внешнеторгового международного договора.

    Действительная сделка признается как юридический факт, если достигнут тот правовой результат, к которому стремились субъекты сделки.

    Законодательство России определяет действительность договора внешнеторговой поставки через совокупность следующих условий:

    ● законность содержания;

    ● способность юридических и физических лиц совершивших ее к участию в сделке;

    ● соответствие воли и волеизъявления;

    ● соблюдение формы: международный дистрибьюторский договор или внешнеэкономический контракт поставки (купли-продажи), и т.д.

    Внешнеторговый договор (контракт) для растаможки

    Составляем внешнеторговый контракт.Ликбез по его составлению

    И так, подобрав код ТН ВЭД, убедившись в возможности получения различных разрешительных документов и предварительно подсчитав затраты по растаможке товара, Вы пришли к твердому мнению: сделка выгодна – буду везти. Какие же следующие шаги необходимо предпринять.

    По моему мнению, надо заняться договором с иностранным партнером. Опытные специалисты по ВЭД часто говорят, что можно растаможить и без договора. Да можно, но не нужно. Даже если у вас отличные отношения с партнером и вы уверены, что никто никого не кинет. Дело не в вас - дело в таможне. Она в лице инспектора вам заявит: "Нет договора - нет сделки." А значит первый метод определения таможенной стоимости не применим. Ну и сама насчитает ского чего стоит. Оно вам надо, ходить и доказывать, что вы не. Тем более, что и наличие договора автоматически не спасает от корректировки таможенной стоимости.

    Начинающие участники ВЭД часто просят дать им какой-нибудь образец внешнеэкономической сделки или нормативный акт, определяющий необходимый набор сведений в договоре или контракте. Ну что тут сказать. Интернет большой, найти можно всё что угодно, на любой вкус и цвет. Например вот

    Учтите только, что всё дальнейшее относится к минимально необходимым требованиям без учета того, что вы или ваш внешнеторговый партнер будете устраивать судебные разборки. И естественно не учитывает множество всевозможных нюансов. Данный текст, это скорее простенький путеводитель для чайников, указывающий общее направление.

    Тут надо сказать, что одного единственного документа, который бы определял что должно быть во внешнеторговом договоре, нет. Единственным категоричным условием Российского законодательства, видимо, надо считать обязательность письменной формы внешнеторгового договора (контракта). Такая норма прописана в статье 162 пункте 3 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Во всем остальном каждый волен писать всё, что ему вздумается. Но… как всегда имеется куча всевозможных документов и обстоятельств, соблюдение которых вынуждает (хотя и не обязывает) вписывать в договор необходимые сведения.
    Итак, таможня любит, если в договоре указано:

    1. Кто кому что продает, в каком количестве и по какой цене. Например: «Сторона 1 продает Стороне 2» лампочки электрические марки ПВ-50 в количестве 10 000 шт. по цене 2,00 доллар США (или другая валюта) за 1 штуку на общую сумму 20 000,00 долларов США и песок речной в количестве 100 000 килограмм по цене 0,50 долларов за 1 килограмм на общую сумму 50 000,00 долларов США». Можно, конечно, прописать, что на каждую поставку будет составляться отдельное приложение или спецификация. Но без надобности этим злоупотреблять не стоит. Просто известны случаи, когда пользуясь этим предлогом, таможенный орган отказывался признавать цену товара, как основу таможенной стоимости.

    2. Впишите в текст договора общую сумму договора.
    Например:
    «Общая сумма договора составляет 70 000,00 долларов США».
    Тут такая тонкость. Российские денежные власти создали систему контроля за внешнеторговыми сделками. И если сумма договора составляет более 50 000 долларов США (на сегодняшний день) – вы обязаны открыть в банке, через который пойдут платежи, Паспорт Сделки. Данные для него берутся из вашего договора. Кроме ваших реквизитов и реквизитов партнера, в Паспорт Сделки нужно будет вписать порядок и сроки расчетов за поставляемый товар. Так что если договоренность в этом плане с партнером достигнута, то так и пишите в договор. И постарайтесь обязательно связать сроки оплаты и сроки поставки товаров. Например: «Оплата товара будет произведена в течении __ дней после поставки товара» или «Покупатель оплачивает 40 % от суммы контракта в течении 90 дней с даты подписания настоящего контракта. Поставка товара осуществляется в течении 30 дней с даты получения денежных средств. Оставшиеся 60 % покупатель оплачивает через 5 месяцев с момента поставки».

    3. И ещё Бывает так, что цена товара устанавливается в одной валюте, а оплату Продавец хочет получить в другой. В таком случае обязательно укажите каким образом будет происходить пересчет одной денежной единицы в другую. Можно указать курс пересчета непосредственно в договоре.
    Например: «Оплата товара производится в Евро по курсу 1.3 Доллара США за 1 Евро». В качестве определения можно также сослаться на какой-либо банк или иное учреждение. Например: «Оплата товара производится в Японских йенах по курсу Центрального Банка РФ на день оплаты».

    4. Ещё один краеугольный камень внешнеторгового договора, так называемые условия поставки. Тут надо немного отвлечься и сказать пару слов о таможенной стоимости и инкотермсе.

    - Таможенная стоимость – это то, от чего в большинстве случаев идет расчет при импорте. Если не влезать в тонкости и нюансы, то очень грубо, но применительно к большому числу случаев, таможенная стоимость: это стоимость товара на заводе изготовителе или пункте отправке плюс доставка до границ Таможенного союза Россия-Беларусь-Казахстан плюс страховка груза в пути.

    - Инкотермс – общепринятый свод правил, определяющий распределение обязанностей между Продавцом и Покупателем по перевозке товара. Инкотермс регулярно обновляется и последнее издание вышло в 2010 году.

    Поэтому, если в договоре ссылаются на инкотермс (а этого можно и не делать), то указывают и год издания. Например: «цена товара дана на условиях поставки СИП Москва (инкотермс 2000)». Т. е. эту фразу надо понимать так (очень упрощенно, конечно), что продавец доставит вам товар до Москвы и включил в стоимость товара стоимость доставки и страховки.

    Если говорить очень грубо и с точки зрения нужд растаможки, то место доставки, следующее за термином, указывает до какого места в цену товара включили стоимость доставки. Несколько примеров при ввозе товаров в Россию из Англии с точки зрения затрат по транспортировке и страховке. Другие нюансы пока не рассматриваем.

    • i. «EXW Лондон» – в цене товара стоимости доставки нет. Покупателю придется самому озаботится доставкой. И при растаможке к цене товара нужно будет добавить стоимость доставки и страховки (если груз будет застрахован), как минимум до границы Таможенного союза Россия_Казахстан_Беларусь, либо всю стоимость доставки целиком.
    • ii. «FСA Лондон» - аналогично вышеописанному пункту.
    • iii. «CPT Москва» - в цену товара включена стоимость доставки до Москвы.
    • iv. «CIP Москва» - в цену товара включены стоимость доставки и страховки до Москвы.
    • v. «DDP Москва» - в цену товара включены стоимость доставки и импортные Российские пошлины.

    Ещё раз, это не исчерпывающая инструкция по составлению договора, а всего лишь небольшой ликбез по основным моментам внешнеторгового контракта, без которых таможенное оформление принесет много лишней головной боли. И только.

    Если же вы хотите застраховать себя от недобросовестного партнера, то лучше обратиться к юристам международникам. Так как, если дойдет до судебных тяжб, то ещё не известно по законам какой страны это придется делать. На всякий случай несколько советов составление такого договора.

    Таможенный союз России, Беларуси, Казахстана - Публикации

    Таможенный союз России, Беларуси, Казахстана

    Безусловно, и таможенные органы, и бизнес в первое время начала функционирования Та­моженного союза будут испытывать проблемы переходного периода… Андрей Бельянинов, Руководитель ФТС России
    выступление на международной конференции
    в г. Москве 22 октября 2009 года

    Таможенный союз: понятие и примеры из мирового опыта

    Таможенный союз представляет собой межгосударственное образование, предполагающее объединение территорий государств-участников, в пределах которых ликвидируются таможенные границы и таможенные барьеры, не применяются таможенные пошлины и административные ограничения во взаимной торговле, что обеспечивает свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, унификацию внутреннего законодательства стран-участниц и создание наднационального правового регулирования, способствует стабильности и росту национальных экономик.

    Основными задачами государств в таможенном союзе являются:

    • создание единой таможенной территории в границах объединившихся стран;
    • введение режима, не допускающего тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, за исключением случаев, оговоренных специальными нормативными актами;
    • полная отмена таможенного контроля на внутренних границах стран-участниц;
    • использование однотипных механизмов регулирования экономики и торговли, базирующихся на универсальных рыночных принципах хозяйствования и гармонизированном экономическом законодательстве;
    • функционирование единых органов управления таможенного союза.

    По внешней границе в торговых отношениях со странами, не входящими в таможенный союз, предполагается:

    • применение общего таможенного тарифа;
    • использование единых мер нетарифного регулирования;
    • проведение единой таможенной политики и применение единых таможенных режимов.

    Интеграционные экономические объединения, в основе которых лежит отмена тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, практически всегда выгодны для стран, участвующих в них. Подобные объединения хорошо известны в мире: в настоящее время успешно функционирует Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), с 1994 года включающая США, Канаду и Мексику; Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР, 1991 год), участниками которого являются Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай; Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), образованный в 1961 году, в который в разное время входили Гватемала, Никарагуа, Сальвадор, Гондурас, Коста-Рика.

    Самое известное экономическое и политическое региональное объединение – Европейский союз – в основе своей также имеет таможенный союз, формирование которого началось с 1 января 1958 г. и завершилось к 1993 году, заняв более 30 лет.

    История Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана

    Договор о создании экономического союза от 24 сентября 1993 года, разработанный в рамках СНГ, в качестве одного из этапов интеграции предусматривал построение таможенного союза. Затем, в 1995 году, было заключено Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, к которому позже присоединились Казахстан и Киргизия. Участниками Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, подписанного 26 февраля 1999 г. стали Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, а с 2006 года – Узбекистан.

    На неформальном саммите 16 августа 2006 г. главы государств ЕврАзЭС приняли решение о формировании таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в соответствии с которым Казахстану, Беларуси и России было поручено подготовить договорно-правовую базу.

    Через год, 6 октября 2007 г. на саммите ЕврАзЭС был одобрен и подписан пакет документов, положивших начало созданию правовой базы Таможенного союза (договоры о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, о Комиссии таможенного союза, протоколы о внесении изменений в Договор об учреждении ЕврАзЭС, о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним). Кроме того, утвержден План действий по формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

    Можно сказать, что 6 октября 2007 г. главы трех стран впервые реализовали идею таможенного союза на территории СНГ, создав необходимую нормативную основу его функционирования, и тем самым перешли к практическому воплощению его в жизнь.

    Следующий этап становления таможенного союза пришелся на 2010 год:

    • – с 1 января объединившиеся государства стали применять во внешней торговле с третьими странами единый таможенный тариф (на основе Единой товарной номенклатуры) и единые меры нетарифного регулирования, а также упорядочили тарифные льготы и преференции для товаров из третьих стран;
    • – с 1 июля отменено таможенное оформление и таможенный контроль на территориях России и Казахстана, а с 6 июля – и на территории Беларуси. Также с 6 июля для нашей страны начал действовать Таможенный кодекс таможенного союза (далее – ТК ТС).

    И, наконец, последней (на текущей момент) вехой в формировании Таможенного союза явилась дата 1 июля 2011 г. Именно тогда был фактически отменен таможенный контроль на внутренних границах стран Таможенного союза. На российско-казахстанском участке границы таможенные органы прекращают совершение таможенных операций и всех функций по таможенному контролю в отношении товаров и транспортных средств, следующих через государственную границу России. На российско-белорусской границе в пунктах принятия уведомлений (ППУ) прекращается осуществление остававшихся до последнего времени отдельных операций по контролю транзита товаров третьих стран. Сами ППУ ликвидируются. Функции таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств, следующих на территорию Таможенного союза, отныне осуществляются таможенными службами России, Беларуси и Казахстана в пунктах пропуска на внешней границе Таможенного союза.

    Формирование Единого экономического пространства должно быть завершено к 1 июля 2012 г.

    Таким образом, таможенный союз Беларуси, Казахстана и России строится на экономической и территориальной платформе ЕрАзЭС, имеет с ним общие органы управления, частично правовую базу и параллельное членство этих трех стран в обеих организациях. Создание таможенного союза не является конечной целью стран ЕврАзЭС, он представляет собой только одну из форм интеграции на пути к модели единого экономического пространства. Предполагается также, что в будущем в него войдут и другие государства–члены ЕврАзЭС. В свою очередь, Единое экономическое пространство предполагает интеграцию не только в экономической, таможенной, но и в политической сфере.

    Положительные стороны Таможенного союза

    Создание таможенного союза по сравнению с зоной свободной торговли предоставляет субъектам хозяйствования, происходящим из государств-участников, следующие преимущества:

    • снижение расходов на создание, переработку, перемещение, транспортировку товаров в пределах территории таможенного союза;
    • уменьшение временных и финансовых затрат, связанных с административными ограничениями и барьерами;
    • сокращение количества таможенных процедур, которые необходимо проходить для ввоза товаров из третьих стран;
    • открытие новых рынков сбыта;
    • упрощение таможенного законодательства в силу его унификации.
    Договорно-правовая база Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана

    Введены в действие с 1 января 2010 г. документы, устанавливающие общий порядок тарифного и нетарифного регулирования в таможенном союзе, а именно:

    • Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года (далее – Соглашение о ЕТТ);
    • Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года (далее – Соглашение о тарифных квотах);
    • Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года (далее – Соглашение о нетарифных мерах);
    • Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 9 июня 2009 года;
    • Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 года;
    • Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа, от 12 декабря 2008 года (далее ? Протокол о ставках, отличных от ЕТТ);
    • Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее – ЕТН ВЭД);
    • Единый таможенный тариф таможенного союза (далее – ЕТТ);
    • Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года (далее – Протокол о тарифных льготах);
    • Протокол о единой системе тарифных преференций таможенного союза от 12 декабря 2008 года (далее – Протокол о системе тарифных преференциий);
    • Перечень развивающихся стран–пользователей системы тарифных преференций таможенного союза;
    • Перечень наименее развитых стран–пользователей системы тарифных преференций таможенного союза;
    • Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции (далее – Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран);
    • Перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода одним из государств–членов таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа таможенного союза;
    • Перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозимой пошлины Комиссия таможенного союза принимает консенсусом;
    • Перечень товаров, в отношении которых с 1 января 2010 года устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации;
    • Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами–участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений и другие документы;

    Введены в действие с 1 июля 2010 г. (для Республики Беларусь – с 6 июля 2010 г. ):

    • Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза от 11 декабря 2009 года;
    • Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12 декабря 2008 года;
    • Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия от 11 декабря 2009 года;
    • Соглашение таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года;
    • Соглашение таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11 декабря 2009 года;
    • Соглашение таможенного союза о карантине растений от 11 декабря 2009 года;
    • Протокол о внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 года от 11 декабря 2009 года;
    • Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11 декабря 2009 года;
    • Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 11 декабря 2009 года.

    Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года и соответственно ТК ТС вступили в силу с 1 июля 2010 г. для Казахстана и России и с 6 июля 2010 г. – для Беларуси.

    Структура единого таможенного законодательства Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана

    В связи с формированием нормативной правовой базы таможенного союза Беларуси, Казахстана и России изменяется таможенное законодательство государств-участников. Прежде всего, в дополнение к действующему национальному законодательству появились еще два уровня регулирования: международные соглашения государств–участников таможенного союза и решения Комиссии таможенного союза.

    Согласно п. 1 ст. 3 ТК ТС таможенное законодательство таможенного союза представляет собой четырехуровневую систему:

    • – ТК ТС;
    • – международные соглашения государств–участников таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения;
    • – решения Комиссии Таможенного союза;
    • – национальное таможенное законодательство стран-участниц.

    В силу п. 3 ст. 1 ТК ТС при таможенном регулировании применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС.

    При перемещении товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза, применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день фактического пересечения товарами таможенной границы.

    Если день фактического пересечения товарами таможенной границы не определен, применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день выявления нарушения требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза.

    Базовым документом, регулирующим таможенные правоотношения в рамках таможенного союза, является ТК ТС.

    Международными соглашениями устанавливаются нормы таможенного регулирования, которые должны применяться одинаково на всей территории таможенного союза. Это, прежде всего, определение и контроль таможенной стоимости, правила определения страны происхождения товаров, нормы о предоставлении тарифных льгот и преференций, правила уплаты косвенных налогов и некоторые другие общие нормы.

    Комиссия таможенного союза принимает решения по вопросам практической реализации норм таможенного регулирования: устанавливает порядок декларирования и форму таможенной декларации; порядок применения таможенных процедур (списки товаров, сроки применения процедур); порядок ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; определяет формы документов для таможенных целей. В настоящий момент это более 150 решений по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии таможенного союза.

    Правовое регулирование взимания ввозных таможенных пошлин

    На современном этапе продолжается формирование правовой базы таможенного союза Беларуси, Казахстана и России для обеспечения свободного перемещения товаров по территории стран-участниц, создания благоприятных условий торговли с третьими странами, развития взаимной экономической интеграции.

    Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» (далее – Решение МГС № 18) с 1 января 2010 г. в целях создания единой системы таможенно-тарифного регулирования торговли Беларуси, Казахстана и России с третьими странами введены в действие Соглашение о ЕТТ; Соглашение о тарифных квотах; Протокол о ставках, отличных от ЕТТ; Протокол о тарифных льготах; Протокол о системе тарифных преференциий.

    ЕТТ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с ЕТН ВЭД (утверждена Решением МГС № 18). Согласно Протоколу о ставках, отличных от ЕТТ, более высокая или более низкая ставка ввозной таможенной пошлины по сравнению со ставкой ЕТТ может применяться в отношении товаров, происходящих из третьих стран, в исключительных случаях на основании решения Комиссии таможенного союза (далее – Комиссия), принимаемого в соответствии с Протоколом о ставках, отличных от ЕТТ.

    С начала текущего года предоставление тарифных льгот стало возможным только в случаях, установленных ст. 5 и п. 1 ст. 6 Соглашения о ЕТТ, а также на основании решений Комиссии, принятых консенсусом. Кроме того, ст. 5 Соглашения о ЕТТ определяет, что такие льготы применяются независимо от страны происхождения товаров и могут выражаться в освобождении от ввозной таможенной пошлины или снижении ставки ввозной таможенной пошлины. Некоторые тарифные льготы закреплены Решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 года № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» (далее – Решение КТС № 130).

    В условиях единой системы тарифных преференций таможенного союза, введенной ст. 7 Соглашения о ЕТТ и Протоколом о системе тарифных преференций, для содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран–пользователей этой системы и ввозимых на единую таможенную территорию, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок, установленных ЕТТ. В свою очередь, в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран–пользователей единой системы тарифных преференций и ввозимых на единую таможенную территорию, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин. С этой целью Решением МГС № 18 утверждены перечни развивающихся стран и наименее развитых стран–пользователей системы тарифных преференций таможенного союза, а также Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран.

    Соглашение о тарифных квотах закрепляет возможность использования тарифных квот как меры регулирования ввоза на единую таможенную территорию отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, с помощью более низкой по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины в соответствии с ЕТТ ставки ввозной таможенной пошлины в течение определенного периода на определенное количество товара (в натуральном или стоимостном выражении). Решением КТС № 130 определен также Перечень товаров, в отношении которых с 1 января 2010 года устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

    Согласно ТК ТС ограничивается право выбора валюты, в которой могут уплачиваться ввозные таможенные пошлины: теперь они уплачиваются в валюте того государства–члена таможенного союза, в котором подлежат уплате и таможенный орган которого производит выпуск товаров, за исключением товаров, выпущенных в таможенной процедуре таможенного транзита, или на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу (ст. 84 ТК ТС).

    В отличие от национального таможенного законодательства ТК ТС не допускает возможности любого лица уплатить таможенные пошлины за счет собственных средств за плательщика таможенных пошлин. Теперь плательщиками таможенных пошлин и налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии со ст. 79 ТК ТС международными договорами и (или) законодательством государств–членов таможенного союза возложена такая обязанность. Декларантом считается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (ст. 4 ТК ТС).

    Согласно ст. 84 ТК ТС полномочия определять форму уплаты таможенных пошлин и момент исполнения обязанности по их уплате (дату уплаты) предоставлены государству–члену таможенного союза, в котором такие пошлины подлежат уплате. С учетом вышеизложенного правила относительно валюты платежа фактически ограничена возможность уплаты таможенных пошлин путем обращения сумм обеспечения их уплаты, внесенных в иностранной валюте.

    В ТК ТС тарифные преференции и тарифные льготы включены в понятие «льготы по уплате таможенных платежей». Освобождаются от ввозных таможенных пошлин товара, ввозимые в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 200 евро, определяемую по действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин курсу, устанавливаемому законодательством государства–члена таможенного союза, таможенный орган которого осуществляет выпуск таких товаров.

    ТК ТС предусматривает возможность изменения сроков уплаты таможенных пошлин в форме отсрочки или рассрочки. При этом основания, условия и порядок изменения таких сроков определяются международным договором государств–членов таможенного союза, а не национальным законодательством. С этой целью принято Соглашение о порядке уплаты таможенных пошлин, согласно которому отсрочка или рассрочка по уплате ввозной таможенной пошлины могут предоставляться при причинении плательщику ущерба в результате стихийного бедствия; технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; при задержке поступления плательщику финансирования из республиканского бюджета или платы за выполненный им государственный заказ; при ввозе подвергающихся быстрой порче товаров; при осуществлении поставок товаров в рамках международных договоров; при ввозе по утверждаемому Комиссией перечню отдельных типов иностранных воздушных судов и комплектующих к ним; при ввозе осуществляющими сельскохозяйственную деятельность организациями либо поставке для таких организаций посадочного или посевного материала, средств защиты растений, отдельной сельскохозяйственной техники, товаров для кормления животных; при ввозе сырья, материалов, технологического оборудования, комплектующих, запасных частей к нему для использования в промышленной переработке.

    Для зачисления ввозных таможенных пошлин используется единый счет уполномоченного органа государства–участника таможенного союза на основании Соглашения об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 года (далее – Соглашение о порядке зачисления ввозных пошлин). Данное Соглашение вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором депозитарий получит последнее письменное уведомление по дипломатическим каналам о выполнении сторонами внутригосударственных процедур.

    Согласно ст. 89 ТК ТС излишне уплаченными или взысканными суммами таможенных пошлин признаются денежные средства, размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств–членов таможенного союза и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин в отношении конкретных товаров. Их возврат (зачет) осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства–члена таможенного союза, в котором произведена их уплата и (или) взыскание, с учетом особенностей, установленных ст. 4 Соглашения о порядке зачисления ввозных пошлин. Возврат плательщику сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) ввозных таможенных пошлин осуществляется с единого счета уполномоченного органа в текущем дне в пределах сумм ввозных таможенных пошлин, поступивших на единый счет уполномоченного органа и зачтенных в отчетном дне, с учетом сумм возврата ввозных таможенных пошлин, не принятых национальным (центральным) банком к исполнению в отчетном дне.

    Для регулирования вопросов взаимного признания таможенными органами документов, подтверждающих принятие обеспечения уплаты таможенных пошлин, принято Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года.

    Аналитический отдел IFCG
    02.06.2011