Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по эксплуатации электродвигателей до 1000 в

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция по эксплуатации электродвигателей ТЭЦ-3, страница 4

Инструкция по эксплуатации электродвигателей ТЭЦ-3. страница 4

3.9. Нагрузка двигателя при повышении температуры охлаждающего воздуха сверх номинального (40 °С) должна бать снижена, а при понижении температуры может быть повышена не выше номинального тока статора.

3.10. Величина превышения температуры активных частей двигателей при номинальной нагрузке над температурой охлаждающего воздуха 40 °С не должна быть выше, указанной в приложении 2.

3.11. При определении температуры электродвигателя рукой, необходимо иметь ввиду, что перепад температур между обмоткой и поверхностью корпуса составляет 10-30 °С в зависимости от конструкции двигателя.

3.12. При температуре охлаждающего воздуха ниже 40 °С предельно допустимые повышения температуры для всех классов изоляции обмоток могут быть повышены на величину разности между температурой 40 °С и фактической температурой охлаждающей среды, но не более чем на 10 °С.

3.13. При температуре охлаждающей среды выше 40 °С нагрузка двигателя должна быть снижена. При температуре охлаждающей среды выше 50 °С допустимые превышения температуры устанавливаются по соглашению с заводом изготовителем.

3.14. Температура подшипников при длительной работе электродвигателя не должна превышать:

3.14.1. Для подшипников скольжения 80 °С (температура масла при этом не должна быть выше 65 °С).

3.14.2. Для подшипников качения 100 °С. Смотреть также приложение 1.

3.15. Количество масла, протекающего через каждый подшипник в единицу времени должно быть отрегулировано таким образом, чтобы перегрев масла не превышал 15-20 °С (между входящим и выходящим маслом).

Температура масла, подводимого к подшипникам, должна быть от 35 до 45 °С. При пуске электродвигателя не ниже 25 °С.

3.16. Во избежании отпотевания охлаждающих трубок воздухоохладителей в электродвигателях с замкнутым циклом вентиляции и попадания влаги на обмотку статора температура охлаждающей воды должна быть не менее 10-15 °С.

4. Подготовка электродвигателя к пуску после монтажа или ремонта.

4.1. Проверить. что все наряды-допуски закрыты и имеется сообщение ответственного лица об окончании работ с записью в журнале об окончании монтажных или ремонтных работ.

4.2. Произвести осмотр двигателя, обратив внимание на следующее:

4.2.1. Площадка вокруг двигателя, сам двигатель, камера охлаждения должны быть очищены от пыли, грязи и посторонних предметов.

4.2.2. Отсутствие посторонних предметов в доступных осмотру внутренних частях.

4.2.3. Способ соединения обмоток должен соответствовать схеме.

4.2.4. Затяжку всех болтовых соединений, особенно контактных, фундаментных и подшипниковых.

4.2.5. Заправку маслом подшипников.

4.2.6. Состояние системы охлаждения.

4.2.7. Исправность заземления корпуса, наличие ограждений на всех вращающихся частях.

4.2.8. Состояние пусковой аппаратуры, кнопок, приборов и их кабелей.

4.2.9. Электродвигатель должен быть подписан и иметь наименование своего агрегата.

4.3. Провернуть ротор от руки, чтобы убедиться в его свободном вращении и разбеге.

4.4. Измерить сопротивление изоляции двигателя вместе с кабелем магометром на 2500 В, при напряжении электродвигателя выше 1000 В и магометром на 1000 В, при напряжении ниже 1000 В. Проверить цельность фаз тем же магометром. Наименьшее значение обмоток электродвигателей выше 1000 В (§3, таблица п.2.2. стр. 151 "Нормы испытания электрооборудования"). Коэффициент абсорбции р 60"/15" не ниже 1, 2. Электродвигателя ниже 1000 В включаются без сушки, если Риз при Т 0 = 10-30 °С не ниже 0,5 Мом.

инструкция по эксплуатации электродвигателей до 1000 в:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Эксплуатация электродвигателей

    Глава 2.5. ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ.

    2.5.1. Настоящая глава распространяется на электродвигатели переменного и постоянного тока.

    2.5.2. Электродвигатели, пускорегулирующие устройства и защиты, а также все электрическое и вспомогательное оборудование к ним выбираются и устанавливаются в соответствии с требованиями правил устройства электроустановок.

    2.5.3. На электродвигатели и приводимые ими механизмы должны быть нанесены стрелки, указывающие направление вращения.

    На электродвигателях и пускорегулирующих устройствах должны быть надписи с наименованием агрегата и (или) механизма, к которому они относятся.

    2.5.4. Плавкие вставки предохранителей должны быть калиброванными и иметь клеймо с указанием номинального тока уставки, нанесенное на заводе-изготовителе или подразделении Потребителя, имеющего соответствующее оборудование и право на калибровку предохранителей. Применение некалиброванных вставок не допускается.

    2.5.5. При кратковременном перерыве электропитания электродвигателей должен быть обеспечен при повторной подаче напряжения самозапуск электродвигателей ответственных механизмов для сохранения механизмов в работе по условиям технологического процесса и допустимости по условиям безопасности.

    Перечень ответственных механизмов, участвующих в самозапуске, должен быть утвержден техническим руководителем Потребителя.

    2.5.6. Продуваемые электродвигатели, устанавливаемые в пыльных помещениях и помещениях с повышенной влажностью, должны быть оборудованы устройствами подвода чистого охлаждающего воздуха, температура которого и его количество должны соответствовать требованиям заводских инструкций.

    Плотность тракта охлаждения (корпуса электродвигателя, воздуховодов, заслонок) должна проверяться не реже 1 раза в год.

    2.5.7. Электродвигатели с водяным охлаждением активной стали статора и обмотки ротора, а также со встроенными водяными воздухоохладителями должны быть оборудованы устройствами, сигнализирующими о появлении воды в корпусе. Эксплуатация оборудования и аппаратуры систем водяного охлаждения, качество воды должны соответствовать требованиям заводских инструкций.

    2.5.8. На электродвигателях, имеющих принудительную смазку подшипников, должна быть установлена защита, действующая на сигнал и отключение электродвигателя при повышении температуры вкладышей подшипников или прекращении поступления смазки.

    2.5.9. Напряжение на шинах распределительных устройств должно поддерживаться в пределах (100 - 105)% от номинального значения. Для обеспечения долговечности электродвигателей использовать их при напряжении выше 110 и ниже 90% от номинального не рекомендуется.

    При изменении частоты питающей сети в пределах +/- 2,5% от номинального значения допускается работа электродвигателей с номинальной мощностью.

    Номинальная мощность электродвигателей должна сохраняться при одновременном отклонении напряжения до +/- 10% и частоты до +/- 2,5% номинальных значений при условии, что при работе с повышенным напряжением и пониженной частотой или с пониженным напряжением и повышенной частотой сумма абсолютных значений отклонений напряжения и частоты не превышает 10%.

    2.5.10. На групповых сборках и щитках электродвигателей должны быть предусмотрены вольтметры или сигнальные лампы контроля наличия напряжения.

    2.5.11. Электродвигатели механизмов, технологический процесс которых регулируется по току статора, а также механизмов, подверженных технологической перегрузке, должны быть оснащены амперметрами, устанавливаемыми на пусковом щите или панели. Амперметры должны быть также включены в цепи возбуждения синхронных электродвигателей. На шкале амперметра должна быть красная черта, соответствующая длительно допустимому или номинальному значению тока статора (ротора).

    На электродвигателях постоянного тока, используемых для привода ответственных механизмов, независимо от их мощности должен контролироваться ток якоря.

    2.5.12. Электродвигатели с короткозамкнутыми роторами разрешается пускать из холодного состояния 2 раза подряд, из горячего - 1 раз, если заводской инструкцией не допускается большего количества пусков. Последующие пуски разрешаются после охлаждения электродвигателя в течение времени, определяемого заводской инструкцией для данного типа электродвигателя.

    Повторные включения электродвигателей в случае отключения их основными защитами разрешаются после обследования и проведения контрольных измерений сопротивления изоляции.

    Для электродвигателей ответственных механизмов, не имеющих резерва, одно повторное включение после действия основных защит разрешается по результатам внешнего осмотра двигателя.

    Повторное включение электродвигателей в случае действия резервных защит до выяснения причины отключения не допускается.

    2.5.13. Электродвигатели, длительно находящиеся в резерве, должны быть постоянно готовы к немедленному пуску; их необходимо периодически осматривать и опробовать вместе с механизмами по графику, утвержденному техническим руководителем Потребителя. При этом у электродвигателей наружной установки, не имеющих обогрева, должны проверяться сопротивление изоляции обмотки статора и коэффициент абсорбции.

    2.5.14. Вертикальная и поперечная составляющие вибрации (среднеквадратичное значение виброскорости или удвоенная амплитуда колебаний), измеренные на подшипниках электродвигателей, сочлененных с механизмами, не должны превышать значений, указанных в заводских инструкциях.

    При отсутствии таких указаний в технической документации вибрация подшипников электродвигателей, сочлененных с механизмами, должна быть не выше следующих значений:

    Синхронная частота вращения

    Периодичность измерения вибрации подшипников электродвигателей ответственных механизмов должна быть установлена графиком, утвержденным техническим руководителем Потребителя.

    2.5.15. Контроль за нагрузкой электродвигателей, щеточным аппаратом, вибрацией, температурой элементов и охлаждающих сред электродвигателя (обмотки и сердечники статора, воздуха, подшипников и т.д.), уход за подшипниками (поддержание требуемого уровня масла) и устройствами подвода охлаждающего воздуха, воды к воздухоохладителям и обмоткам, а также операции по пуску и останову электродвигателя должен осуществлять персонал подразделения, обслуживающего механизм.

    2.5.16. Электродвигатели должны быть немедленно отключены от сети в следующих случаях:

    при несчастных случаях с людьми;

    появлении дыма или огня из корпуса электродвигателя, а также из его пускорегулирующей аппаратуры и устройства возбуждения;

    поломке приводного механизма;

    резком увеличении вибрации подшипников агрегата;

    нагреве подшипников сверх допустимой температуры, установленной в инструкции завода-изготовителя.

    В эксплуатационных инструкциях могут быть указаны и другие случаи, при которых электродвигатели должны быть немедленно отключены, а также определен порядок устранения аварийного состояния и пуска электродвигателей.

    2.5.17. Профилактические испытания и ремонт электродвигателей, их съем и установку при ремонте должен проводить обученный персонал Потребителя или подрядной организации.

    2.5.18. Периодичность капитальных и текущих ремонтов электродвигателей определяет технический руководитель Потребителя. Как правило, ремонты электродвигателей должны производиться одновременно с ремонтом приводных механизмов.

    2.5.19. Профилактические испытания и измерения на электродвигателях должны проводиться в соответствии с нормами испытаний электрооборудования (Приложение 3).

    Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей

    Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей

    Глава 2.5. Электродвигатели

    2.5.1. Настоящая глава распространяется на электродвигатели переменного и постоянного тока.

    2.5.2. Электродвигатели, пускорегулирующие устройства и защиты, а также все электрическое и вспомогательное оборудование к ним выбираются и устанавливаются в соответствии с требованиями правил устройства электроустановок.

    2.5.3. На электродвигатели и приводимые ими механизмы должны быть нанесены стрелки, указывающие направление вращения.

    На электродвигателях и пускорегулирующих устройствах должны быть надписи с наименованием агрегата и (или) механизма, к которому они относятся.

    2.5.4. Плавкие вставки предохранителей должны быть калиброванными и иметь клеймо с указанием номинального тока уставки, нанесенное на заводе-изготовителе или подразделении Потребителя, имеющего соответствующее оборудование и право на калибровку предохранителей. Применение некалиброванных вставок не допускается.

    2.5.5. При кратковременном перерыве электропитания электродвигателей должен быть обеспечен при повторной подаче напряжения самозапуск электродвигателей ответственных механизмов для сохранения механизмов в работе по условиям технологического процесса и допустимости по условиям безопасности.

    Перечень ответственных механизмов, участвующих в самозапуске, должен быть утвержден техническим руководителем Потребителя.

    2.5.6. Продуваемые электродвигатели, устанавливаемые в пыльных помещениях и помещениях с повышенной влажностью, должны быть оборудованы устройствами подвода чистого охлаждающего воздуха, температура которого и его количество должны соответствовать требованиям заводских инструкций.

    Плотность тракта охлаждения (корпуса электродвигателя, воздуховодов, заслонов) должна проверяться не реже 1 раза в год.

    2.5.7. Электродвигатели с водяным охлаждением активной стали статора и обмотки ротора, а также со встроенными водяными воздухоохладителями должны быть оборудованы устройствами, сигнализирующими о появлении воды в корпусе. Эксплуатация оборудования и аппаратуры систем водяного охлаждения, качество воды должны соответствовать требованиям заводских инструкций.

    2.5.8. На электродвигателях, имеющих принудительную смазку подшипников, должна быть установлена защита, действующая на сигнал и отключение электродвигателя при повышении температуры вкладышей подшипников или прекращении поступления смазки.

    2.5.9. Напряжение на шинах распределительных устройств должно поддерживаться в пределах (100÷105)% от номинального значения. Для обеспечения долговечности электродвигателей использовать их при напряжении выше 110 и ниже 90% от номинального не рекомендуется.

    При изменении частоты питающей сети в пределах ±2,5% от номинального значения допускается работа электродвигателей с номинальной мощностью.

    Номинальная мощность электродвигателей должна сохраняться при одновременном отклонении напряжения до ±10% и частоты до ±2,5% номинальных значений при условии, что при работе с повышенным напряжением и пониженной частотой или с пониженным напряжением и повышенной частотой сумма абсолютных значений отклонений напряжения и частоты не превышает 10%.

    2.5.10. На групповых сборках и щитках электродвигателей должны быть предусмотрены вольтметры или сигнальные лампы контроля наличия напряжения.

    2.5.11. Электродвигатели механизмов, технологический процесс которых регулируется по току статора, а также механизмов, подверженных технологической перегрузке, должны быть оснащены амперметрами, устанавливаемыми на пусковом щите или панели. Амперметры должны быть также включены в цепи возбуждения синхронных электродвигателей. На шкале амперметра должна быть красная черта, соответствующая длительно допустимому для номинальному значению тока статора (ротора).

    На электродвигателях постоянного тока, используемых для привода ответственных механизмов, независимо от их мощности должен контролироваться ток якоря.

    2.5.12. Электродвигатели с короткозамкнутыми роторами разрешается пускать из холодного состояния 2 раза подряд, из горячего - 1 раз, если заводской инструкцией не допускается большего количества пусков. Последующие пуски разрешаются после охлаждения электродвигателя в течение времени, определяемого заводской инструкцией для данного типа электродвигателя.

    Повторные включения электродвигателей в случае отключения их основными защитами разрешаются после обследования и проведения контрольных измерений сопротивления изоляции.

    Для электродвигателей ответственных механизмов, не имеющих резерва, одно повторное включение после действия основных защит разрешается по результатам внешнего осмотра двигателя.

    Повторное включение электродвигателей в случае действия резервных защит до выяснения причины отключения не допускается.

    2.5.13. Электродвигатели, длительно находящиеся в резерве, должны быть постоянно готовы к немедленному пуску; их необходимо периодически осматривать и опробовать вместе с механизмами по графику, утвержденному техническим руководителем Потребителя. При этом у электродвигателей наружной установки, не имеющих обогрева, должны проверяться сопротивление изоляции обмотки статора и коэффициент абсорбции.

    2.5.14. Вертикальная и поперечная составляющие вибрации (среднеквадратичное значение виброскорости или удвоенная амплитуда колебаний), измеренные на подшипниках электродвигателей, сочлененных с механизмами, не должны превышать значений, указанных в заводских инструкциях.

    При отсутствии таких указаний в технической документации вибрация подшипников электродвигателей, сочлененных с механизмами, должна быть не выше следующих значений:

    Синхронная частота вращения, об/мин.

    Периодичность измерения вибрации подшипников электродвигателей ответственных механизмов должна быть установлена графиком, утвержденным техническим руководителем Потребителя.

    2.5.15. Контроль за нагрузкой электродвигателей, щеточным аппаратом, вибрацией, температурой элементов и охлаждающих сред электродвигателя (обмотки и сердечники статора, воздуха, подшипников и т.д.), уход за подшипниками (поддержание требуемого уровня масла) и устройствами подвода охлаждающего воздуха, воды к воздухоохладителям и обмоткам, а также операции по пуску и останову электродвигателя должен осуществлять персонал подразделения, обслуживающего механизм.

    2.5.16. Электродвигатели должны быть немедленно отключены от сети в следующих случаях:

    при несчастных случаях с людьми;

    появлении дыма или огня из корпуса электродвигателя, а также из его пускорегулирующей аппаратуры и устройства возбуждения;

    поломке приводного механизма;

    резком увеличении вибрации подшипников агрегата;

    нагреве подшипников сверх допустимой температуры, установленной в инструкции завода-изготовителя.

    В эксплуатационных инструкциях могут быть указаны и другие случаи, при которых электродвигатели должны быть немедленно отключены, а также определен порядок устранения аварийного состояния и пуска электродвигателей.

    2.5.17. Профилактические испытания и ремонт электродвигателей, их съем и установку при ремонте должен проводить обученный персонал Потребителя или подрядной организации.

    2.5.18. Периодичность капитальных и текущих ремонтов электродвигателей определяет технический руководитель Потребителя. Как правило, ремонты электродвигателей должны производиться одновременно с ремонтом приводных механизмов.

    2.5.19. Профилактические испытания и измерения на электродвигателях должны проводиться в соответствии с нормами испытаний электрооборудования (приложение 3).

    Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

    Коллекция потребительского юмора НОВЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ СТАТЬИ ОЗПП-видео Потребительское видео.
    ТВ-передачи с участием специалистов ОЗПП

    Инструкция по охране труда при эксплуатации и обслуживании электрических двигателей - прогнозирование для профессионалов

    Инструкция по охране труда при эксплуатации и обслуживании электрических двигателей

    09.09.2016 – Представляем вашему вниманию инструкцию по охране труда при эксплуатации и обслуживании электрических двигателей. Инструкция включает пять глав: 1) общие требования по охране труда; 2) требования по охране труда перед началом работы; 3) требования по охране труда при выполнении работы; 4) требования по охране труда по окончании работы; 5) требования по охране труда в аварийных ситуациях.

    Глава 1. Общие требования по охране труда

    1. К самостоятельной работе по эксплуатации и обслуживанию электрических двигателей в качестве слесаря-электрика по ремонту и обслуживанию электрооборудования, (далее – слесарь) допускаются лица, возраст которых соответствует установленному законодательством, имеющие соответствующую квалификацию по профессии, прошедшие в установленном порядке обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда, медицинский осмотр и не имеющие медицинских противопоказаний. Имеющие группу по электробезопасности не ниже III (для электроустановок напряжением до 1000 В) и не ниже IV (для электроустановок напряжением выше 1000 В.

    2. Слесарь должен:

    выполнять требования по охране труда;

    соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

    соблюдать правила электробезопасности;

    знать правила, инструкции по охране труда, другие нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда;

    знать вредные и (или) опасные производственные факторы, связанные с выполнением работ, а также меры защиты от их воздействия;

    знать способы и приемы безопасного выполнения работ, использования производственного оборудования, приспособлений и инструментов;

    соблюдать правила пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты;

    соблюдать требования по обеспечению пожаро- и взрывобезопасности, знать место расположения первичных средств пожаротушения и уметь ими пользоваться;

    соблюдать правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях;

    соблюдать правила личной гигиены;

    знать порядок действий в аварийных и нестандартных ситуациях;

    сообщать непосредственному руководителю об обнаруженных нарушениях требований правил охраны труда, неисправности электродвигателей, средств защиты;

    несчастных случаях на производстве, а также о ситуациях, которые создают угрозу для жизни и здоровья его или окружающих людей;

    знать приемы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи при несчастных случаях и уметь ее оказывать;

    использовать электродвигатели по назначению в соответствии с требованиями эксплуатационных документов организации-изготовителя.

    3. Не разрешается дотрагиваться к движущимся и вращающимся частям механизмов, а также токопроводящим элементам (даже изолированным). Не наступать на переносную электропроводку.

    4. Курить разрешается только в специально отведенных местах.

    5. В процессе работы на слесаря могут воздействовать следующие опасные и (или) вредные производственные факторы:

    движущиеся транспортные средства;

    движущиеся машины и механизмы, подвижные части оборудования;

    перемещаемые изделия, заготовки и материалы;

    недостаточная освещенность рабочей зоны;

    повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

    повышенная запыленность, загазованность воздуха рабочей зоны;

    повышенные уровни шума на рабочем месте;

    повышенные или пониженные температуры, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны.

    6. Слесарь обязан использовать и правильно применять выданные ему средства индивидуальной защиты (далее – СИЗ), слесарю должны быть выданы:

    Костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий (комбинезон для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий)

    7. Слесарь имеет право на отказ от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности, а также при не предоставлении ему СИЗ, непосредственно обеспечивающих безопасность труда.

    8. Запрещается нахождение на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также употребление алкогольных, наркотических, токсических и психотропных веществ в рабочее время.

    9. Слесарь обязан оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем по вопросам обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать непосредственного руководителя или иное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья.

    10. За невыполнение требований, изложенных в настоящей инструкции, слесарь несет ответственность в соответствии с законодательством.

    Глава 2. Требования по охране труда перед началом работы

    11. Слесарь перед началом работы обязан провести осмотр своего рабочего места, проверить исправность электродвигателей, приспособлений, инструмента и приборов, наличие и исправность ограждений, предохранительных приспособлений, блокировочных и сигнализирующих устройств, а также состояние средств индивидуальной и коллективной защиты. Надеть средства индивидуальной защиты необходимые в работе.

    12. Слесарь должен проверить наличие и исправность инструмента и приспособлений (неисправный инструмент следует заменить исправным), ознакомиться с порядком производства работ и особенностями выполнения технологических операций. Подготовить для безопасной работы свое рабочее место, убрать все лишнее из-под ног, с проходов и не загромождать их.

    13. Перед тем как приступить к работе, слесарь должен получить задание, при сменной работе – получить информацию о состоянии электродвигателей.

    14. Проверить наличие и исправность ограждений в опасных местах, заземление электродвигателей, достаточно ли хорошо освещено рабочее место.

    15. Доложить непосредственному руководителю о выявленных при осмотре нарушениях и недостатках и по его указанию принять участие в их устранении.

    Глава 3. Требования по охране труда при выполнении работы

    16. На электродвигатели и приводимые ими в движение механизмы должны быть нанесены стрелки, указывающие направление вращения механизма и двигателя.

    17. На коммутационных аппаратах выключателях, контакторах, магнитных пускателях должны быть надписи, указывающие к какому электродвигателю они относятся.

    18. Плавкие вставки предохранителей должны быть калиброваны с указанием на клейме номинального тока вставки. Клеймо ставится заводом-изготовителем или электротехнической лабораторией. Применять некалиброванные вставки запрещается.

    19. Защита всех элементов сети потребителей, а также технологическая блокировка узлов выполняются таким образом, чтобы исключался не произвольный запуск электродвигателей ответственных механизмов.

    20. Коммутационные аппараты следует располагать как можно ближе к электродвигателю в местах, удобных для обслуживания.

    21. Синхронные электродвигатели в часы максимума нагрузки энергосистемы эксплуатируются в режиме генерации реактивной мощности при оптимальном значении опережающего коэффициента мощности. Режим работы крупных синхронных электродвигателей (мощностью выше 1000 кВт), работающих с опережающим коэффициентом мощности, согласовывается с энергосистемой.

    22. Электродвигатели, находящиеся в резерве, должны быть постоянно готовы к немедленному пуску, периодически осматриваться и опробоваться по графику, утвержденному лицом, ответственным за электрохозяйство подразделения организации.

    23. Для наблюдения за пуском и работой электродвигателей механизмов, регулирование технологического процесса которых ведется по значению тока, на пусковом щитке или панели устанавливается амперметр, измеряющий ток в цепи статора электродвигателя. Амперметр также устанавливается в цепи возбуждения синхронных электродвигателей. На шкале амперметра красной чертой отмечается значение допустимого тока (выше номинального тока электродвигателя на 5%).

    24. Для контроля наличия напряжения на групповых щитках и сборках электродвигателей размещаются вольтметры или сигнальные лампы.

    25. Для обеспечения нормальной работы электродвигателей напряжение на шинах поддерживается в пределах 100-105% номинального. При необходимости допускается работа электродвигателя при отклонении напряжения от -5% до + 10% номинального.

    26. Вибрация электродвигателя, измеренная на каждом подшипнике, осевой разбег ротора, размер воздушного зазора не должны превышать величин, указанных в нормах. Постоянный надзор за нагрузкой электродвигателей и температурой подшипников, входящего и выходящего воздуха у электродвигателей с замкнутой системой вентиляции, уход за подшипниками, операции по пуску, регулированию и остановке производит персонал организации, обслуживающий механизм.

    27. Перед допуском к работе на электродвигателях насосов, дымососов и вентиляторов, если возможно вращение электродвигателей от соединенных с ним механизмов, должны быть закрыты и заперты на замок задвижки и шиберы последних, а также приняты меры по затормаживанию роторов электродвигателей.

    28. Ограждение вращающихся частей электродвигателей во время их работы снимать запрещается.

    29. Операции по отключению и включению электродвигателей напряжением выше 1000 В пусковой аппаратуры с приводами ручного управления производятся с изолирующего основания с применением диэлектрических перчаток.

    30. Обслуживать щеточный аппарат на работающем электродвигателе допускается единолично лицу из оперативного персонала или выделенному для этой цели обученному лицу с группой по электробезопасности не ниже III. При этом необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

    работать в головном уборе и застегнутой спецодежде, остерегаясь захвата ее вращающимися частями машины;

    пользоваться диэлектрическими галошами или резиновыми ковриками;

    не касаться руками одновременно токоведущих частей двух полюсов или токоведущих и заземленных частей;

    кольца ротора допускается шлифовать на вращающемся электродвигателе лишь с помощью колодок из изоляционного материала с применением защитных очков.

    31. У работающего многоскоростного электродвигателя неиспользуемая обмотка и питающий ее кабель должны рассматриваться как находящиеся под напряжением.

    32. При работе с применением электрозащитных средств (электроизмерительные клещи, указатели напряжения) допускается приближение человека к токоведущим частям на расстояние, определяемое длиной изолирующей части этих средств. Без применения электрозащитных средств запрещается прикасаться к изоляторам электроустановки, находящейся под напряжением.

    Глава 4. Требования по охране труда по окончании работы

    33. Привести в порядок рабочее место, убрать все инструменты и приспособления в специально отведенные для хранения места. Использованные обтирочные материалы и отработанную ветошь убрать в специальные металлические ящики с крышками.

    34. Снять и поместить в установленные места специальную одежду и СИЗ.

    35. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом, по возможности принять душ.

    36. Сообщить непосредственному руководителю обо всех неисправностях и нарушениях требований безопасности, замеченных во время работы, и мерах, принятых к их устранению.

    Глава 5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях

    37. Слесарь должен отключить от электрической сети электродвигатель при угрозе или несчастном случае с работниками, появление дыма или огня из электродвигателя или его пускорегулирующей аппаратуры; вибрации сверх допустимых норм, угрожающей целостности электродвигателя; поломке приводного механизма; нагреве подшипников сверх допустимой температуры, указанной в инструкции завода-изготовителя; значительном снижении частоты вращения, сопровождающимся быстрым нагревом электродвигателя.

    38. При обнаружении возгорания или пожара вблизи мест, связанных с выполнением работ необходимо, используя все возможные способы, немедленно сообщить об этом непосредственному руководителю, в пожарную службу. При организации тушения пожара на электрифицированных участках до снятия напряжения не допускается приближаться к токоведущим частям контактной сети и ВЛ на расстояние менее 2 м, а к оборванным проводам – на расстояние менее 8 м. После сообщения слесарь должен приступить к тушению пожара, используя имеющиеся средства пожаротушения (противопожарная установка в помещениях, огнетушители, песок).

    39. В случае обнаружения очага возгорания или пожара слесарь должен отключить работающее оборудование, немедленно вызвать пожарную службу, удалить, по возможности, горючие вещества; организовать тушение пожара штатными средствами;

    при угрозе жизни и здоровью вывести людей из опасной зоны.

    40. При несчастном случае освободить пострадавшего от действия травмирующего фактора и оказать пострадавшему первую доврачебную помощь.

    41. Вызвать скорую медицинскую помощь и организовать доставку в лечебное учреждение с сопровождающим, сообщить о случившемся руководителю работ.

    Принять меры к сохранению обстановки происшествия (состояния оборудования), если это не создает опасности для окружающих.

    Обращаем ваше внимание, что другие материалы по охране труда и аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях вы можете скачать в разделе «Охрана труда ».

    Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.

    При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.