Руководства, Инструкции, Бланки

национальное руководство по физиотерапии читать онлайн

Категория: Руководства

Описание

Национальное руководство по физиотерапии читать онлайн

| Издательство «Медицина», 1988 Л. М. Клячкин, М. И. Виноградова, 1995

За время, прошедшее после выхода первого издания учебника (1988), физиотерапия обогатилась новыми тео­ретическими положениями и практическими методами. Это обусловило необходимость переиздания учебника, при под­готовке которого авторами были учтены замечания и по­желания рецензентов и читателей. Содержание учебника значительно модернизировано и отражает современный уровень развития физиотерапии.

При переработке учебника расширены и уточнены представления по теории действия физических факторов. Внесены сведения о современной аппаратуре и устранены данные об устаревших аппаратах. Включено описание та­ких современных методов, как миллиметроволновая тера­пия, флюктуоризация, электротонотерапия, расширен раз­дел, посвященный санаторно-курортному лечению. Вне­сены данные об особенностях физиотерапии у детей, а также особенностях применения ее методов в акушерстве и гинекологии. Обновлена часть иллюстраций.

В учебнике рассмотрены предмет и задачи физиотера­пии, основы организации физиотерапевтических отделений (кабинетов), обязанности их персонала, правила техники безопасности, дана характеристика основных естественных и перформированых лечебных физических факторов, из­ложены методы выполнения процедур. Практические све­дения, на которых делается основной акцент, опираются на фундамент современных теоретических представлений, даваемых в объеме, который соответствует уровню подго­товки учащихся. Объем разделов учебника пропорциона-3

лен учебному времени, которое программа дисциплины отводит на отработку соответствующих тем.

Каждый раздел завершается методическими рекомен­дациями, включающими определение цели, учебных задач занятий, логическую структуру их проведения, ориенти­ровочные основы и алгоритмы действий по выполнению процедур, контрольные вопросы, тесты и ситуационные задачи для самоконтроля усвоения знаний.

Авторы заранее признательны читателям книги, кото­рые сочтут возможным поделиться с ними своими сообра­жениями, критическими замечаниями и пожеланиями по ее дальнейшему совершенствованию.

Способы, методы и средства лечения заболеваний чело­века чрезвычайно многообразны. Наряду с лекарственными препаратами существует и множество немедикаментозных средств воздействия на человеческий организм. Основное место среди них занимают целебные физические факторы, как природные — климат, воздух, солнце, вода ,(в том числе минеральная), так и преформированные, т. е. основан­ные на использовании различных видов физической энергии в преобразованном виде. Рациональное использование фи­зических немедикаментозных факторов значительно по­вышает эффективность комплексного лечения и реабили­тации больных, сокращает сроки временной нетрудоспо­собности, снижает инвалидизацию, ускоряет возвращение к активной жизни и созидательному труду. Эти факторы имеют определенные преимущества перед лекарственными средствами, так как относительно свободны от побочного аллергического и токсического действия. Однако физиче­ские методы не менее активны, подчас они могут даже считаться сильнодействующими, а при неправильном их применении могут оказаться и опасными для больного. Поэтому фельдшер, медицинская сестра должны с доста­точной ясностью представлять механизм действия физи­ческих факторов на организм человека и в совершенстве владеть методикой отпуска процедур.

Успехи науки, внедрение результатов научно-техничес­кого прогресса в практику здравоохранения способствуют созданию новых лечебных аппаратов и предъявляют все более высокие требования к работе медицинского персо­нала.

Область клинической медицины, изучающая лечебные свойства физических факторов и разрабатывающая мето­ды их применения для лечения и профилактики болезней, а также медицинской реабилитации, называется физио­терапией.

Природные факторы использовались для лечения еще в

глубокой древности (водо- и теплолечение, массаж и др.). Однако лишь развитие естественных наук (физика, физио­логия и биология) послужило основой физиотерапии. Так, открытие явления электромагнитной индукции в XIX в. положило начало электротерапии. Параллельно возникали и совершенствовались и другие разделы физиотерапии. Большое значение для ее развития имели работы выда­ющихся отечественных физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова, а также труды основоположников отечест­венной клинической медицины С. П. Боткина, Г. А. За­харьина, Г. А. Остроумова и др. Основы физиотерапии в нашей стране были заложены трудами А. Е. Щербака, А. В. Рахманова, С. А. Бруштейна. В последующие годы большой вклад в ее развитие внесли А. П. Парфенов, А. Н. Обросов, К. Н. Завадовский, Е. И. Пасынков, Н. С. Молчанов, А. И. Нестеров, А. П. Сперанский и др.

Физиотерапия стала неотъемлемым и важным элемен­том системы медицинской помощи населению. С каждым годом расширяется арсенал применяемых методов лече­ния, растет техническая оснащенность физиотерапевти­ческих отделений и кабинетов. Вместе с этим повышается и ответственность медицинского персонала, в том числе медицинских сестер, в обязанности которых входит непо­средственное проведение процедур по назначениям и под контролем врачей.

Физиотерапевтические процедуры оказывают многооб­разное воздействие на организм человека. В результате их применения исчезают или уменьшаются болевые синд­ромы, нормализуются секреторная и моторная функции органов, уменьшается активность воспалительных процес­сов, улучшается трофика органов и тканей, усиливаются репаративные процессы. В основе этих клинических эф­фектов лежит нормализующее влияние физиотерапевти­ческих процедур на обмен веществ, окислительно-восста­новительные процессы, нервно-гуморальную регуляцию функций внутренних органов, крово- и лимфообращения в них. В целом они оказывают мощное саногенетическое действие, способствуют мобилизации защитных сил орга­низма.

Механизм такого действия весьма сложен. Основные стороны этого механизма можно объяснить на основе учения И. П. Павлова. Физические факторы вызывают раздражение рецепторов кожи и лежащих под ней тканей. В ответ на это раздражение возникают сложные реакции рефлекторного типа. Они могут быть преимущественно

местными, т. е. локализоваться в зоне воздействия. Более сложные реакции, связанные с вовлечением вегетативной нервной системы, носят сегментарный характер, по типу соматосимпатических рефлексов, вызывающих сосудистые и обменные (трофические) сдвиги в том или ином органе. Наконец, распространение возбуждения из зоны воздей­ствия на высшие отделы ЦНС оказывает влияние на все системы организма.

Наряду с нервно-рефлекторным имеет место и гумо­ральный механизм действия физиотерапевтических проце­дур, который приводит к образованию в тканях организма биологически активных веществ, гистамина, а также ней-ромедиаторов — норадреналина, дофамина и ацетилхо-лина, вследствие чего усиливается выделение гормонов гипофиза, надпочечников, щитовидной и других желез внутренней секреции, способствующих реализации физио­логического и лечебного действия физиотерапевтических процедур.

В результате нервно-гуморальных ответных реакций на действие физических факторов происходит длитель­ная реадаптация (перестройка) организма, т. е. активация его защитных сил в результате оптимального приспособ­ления к лечебному раздражителю. Общее биологическое действие физических факторов, как естественных, так и преформированных, заключается в мобилизации защитно-приспособительных реакций человеческого организма.

Важную роль в механизме действия физических факторов играет кожа. Она выполняет не только барьер­ные и рецепторные функции, но и способствует накопле­нию, перераспределению и трансформации воздействий с последующей передачей их на внутренние органы.

В последние годы выяснилось, что физические фак­торы способны направленно изменять иммунный ответ организма, корригировать его иммунную реактивность.

В настоящее время считают, что физические факторы оказывают как неспецифическое, так и специфическое влияние, которое зависит от области воздействия, его продолжительности и интенсивности и главным образом ' природы физических факторов.

Многие эффекты действия физиотерапевтических про­цедур можно объяснить на основе теории функциональ­ных систем, разработанной советским физиологом акаде­миком П. К. Анохиным. Функциональная система — это совокупность нервных центров и периферических органов, сочетанная деятельность которых участвует в формиро-

вании ответной реакции организма, например нормализа­ции артериального давления, секреции желудочного сока, трофики тканей, сокращения мышц и т. д. что определяет в каждом случае структуру той или иной функциональной системы и регулирующую их деятельность нервных цент­ров. Сущность действия системы заключается в том, что реакция организма на раздражитель, в том числе и физиотерапевтическую процедуру, не заканчивается рефлекторным ответом эффекторногст аппарата (например, мышцы или железы), но продолжается дальше. Благодаря обратной связи периферического органа с нервными цент­рами в последних происходит оценка результата, его соот­ветствия конечной цели. Если цель не достигнута, то система ведет дальнейший поиск нужной реакции, включа­ет другие органы, способствует изменению их структуры и функции в целях адекватного приспособления к фактору среды. В рамках системного подхода павловский реф­лекторный принцип получил дальнейшее развитие. Такой подход помогает лучше понять механизм достижения по­лезного результата при применении физиотерапевтических процедур.

Физиотерапевтические процедуры входят в комплекс­ное лечение ряда заболеваний главным образом в фазе начинающейся или полной ремиссии. Однако в последние годы физиотерапевтические методы находят применение и в острой фазе патологического процесса. Методы физио­терапии имеют в основном патогенетическую, а не этиоло­гическую направленность воздействия, поэтому показания к ним определяются не столько названием болезней (их перечень был бы чрезмерно широк), сколько направлен­ностью их патогенеза, преобладанием в нем процессов воспалительного, дистрофического или функционального характера. Дальнейшие уточнения показаний к примене­нию тех или иных конкретных методов физиотерапии приводятся в соответствующих разделах учебника.

Этим определяется широта круга показаний к приме­нению физических факторов. Наиболее общими противо­показаниями к их назначению являются тяжелые состоя­ния организма, резкое истощение, наклонность к крово­течениям, злокачественные новообразования, болезни кро­ви, резко выраженная сердечно-сосудистая и дыхательная недостаточность, а также нарушения функции печени и почек.

Важное значение имеют совместимость и последова­тельность проведения процедур. В течение одного дня

принято выполнять не более двух процедур при условии, что одна из них оказывает преимущественно местное действие.

Не следует назначать одновременно процедуры, имею­щие антагонистическое действие — успокаивающее и возбуждающее, а также применять в один и тот же день две различные ванны, две теплолечебные процедуры, раз­личные виды высокочастотных электропроцедур.

Лечебные возможности современной физиотерапии очень велики, но, как и каждый активный метод лечения, она требует квалифицированного и осторожного подхода при строгом соблюдении принципа индивидуализации каждого больного.

ФИЗИОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ (КАБИНЕТА)

Современное физиотерапевтическое отделение (ФТО) включает ряд кабинетов: электро- и светолечения, озокери-то- и парафинотерапии, лечебного массажа, водолечеб­ницы с ванными и душами, ингалятория и др. Они оборудованы в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и оснащены разнообразной лечебной аппарату­рой. Кроме того, в ФТО имеются врачебные кабинеты, подсобные помещения, комнаты отдыха для больных. Та­кие отделения создаются в крупных больницах, поликли­никах, а также санаториях, где имеются, кроме того, кабинеты и оборудование для бальнеотерапии и грязе­лечения.

Лечебные учреждения относительно небольшой мощ­ности и пропускной способности (некоторые участковые больницы) имеют физиотерапевтический кабинет. Его возможности более скромны, он размещается в одной — двух комнатах с подсобными помещениями. Комнаты сухие, хорошо освещенные, площадью 32—38 м2, с дере­вянным полом, покрытым масляной краской или линолеу­мом. Стены окрашиваются масляной краской на высоту 2 м. Батареи центрального отопления, водопроводные и канализационные трубы должны быть закрыты деревян­ными кожухами, окрашенными масляной краской, токо-несущие провода должны быть хорошо изолированы. На рис. 1 показан план физиотерапевтического кабинета сель­ской врачебной амбулатории. В этих кабинетах устанав­ливают деревянные кушетки и стулья. Металлические конструкции кабины должны быть изолированы. В физио­терапевтическом кабинете находится и рабочее место медицинской сестры.

В кабинете устанавливают групповой электрощит с общим рубильником, а для подключения отдельных ап­паратов — пусковые щитки. Кроме того, оборудуются «уголок-кухня» с раковиной-мойкой для полоскания под-электродных прокладок и устанавливается стерилизатор для их кипячения.


Рис. 1. План физиотера­певтического кабинета сельской врачебной амбу­латории (типовой проект 254-4-7).

1 — кушетка для светолече­ния; 2 — кушетка для элек­тролечения; 3 — тумбочка прикроватная;4 — стол одно­тумбовый; 5 — стул полу­жесткий; 6 — вешалка; 7 — ведро педальное; 8 — аппарат для гальванизации; 9 — аппа­рат для УВЧ-терапии; 10 — аппарат для диадинамотера-пии; 11 — облучатель ультра­фиолетовый портативный;

12 — облучатель соллюкс.

На видном месте в кабинете должна быть вывешена инструкция по технике безопасности. Необходимо также наличие аптечки скорой медицинской помощи.

Кабинеты более крупные и специализированные по ви­дам физиотерапии оборудуются кабинами площадью 2,2Х 1,8 м. Перегородки между кабинами имеют высоту до 2 м. В кабине устанавливаются аппарат, кушетка для больного, вешалка для его одежды, стул.

Врач-физиотерапевт, заведующий отделением (кабине­том), руководит всей работой персонала, планирует и обеспечивает работу отделения, ведет прием больных, кон­тролирует правильность назначений физиотерапевтических процедур, вносит их в процедурную карту, проверяет правильность их выполнения, консультирует больных, ор­ганизует и обеспечивает повышение квалификации персо­нала, несет ответственность за всю работу подразделения.

Физиотерапевтическая помощь предусмотрена и в условиях фельдшерско-акушерского пункта, где создается физиотерапевтический пункт, оснащенный наиболее прос­той аппаратурой.

Работа физиотерапевтического отделения (кабинета) характеризуется двумя показателями. Первый из них от­ражает охват больных физиотерапией, он определяется процентным отношением количества больных, лечившихся в ФТО, к общему количеству больных, лечившихся в

больнице, или количеству первичных посещений в поли­клинике. Средние цифры охвата составляют: для больниц — не менее 55 %; для поликлиник — 25 %; в санаториях — 70%; в специализированных больницах — 100%. Второй показатель — количество процедур на одного лечившегося в ФТО больного. В среднем этот показатель для поли­клиник составляет 10—12, для стационаров — 13—14.

Обязанности медицинской сестры

Медицинская сестра физиотерапевтического отделения (кабинета) должна иметь среднее медицинское образова­ние и окончить курсы специализации по физиотерапии. Она отвечает за правильное проведение физиотерапевтиче­ских процедур, ведет наблюдение за состоянием больных во время процедуры и работой аппаратуры, обеспечивает санитарное состояние кабинета. В процессе работы она должна неуклонно соблюдать правила техники безопас­ности, уметь оказать больному в необходимых случаях неотложную медицинскую помощь. Медицинская сестра организует работу младшего медицинского персонала кабинета, в частности по подготовке прокладок для элек­трофореза, ванн, парафина, смены белья, соблюдению чистоты и порядка в кабинете.

Необходимую информацию о назначенных больному процедурах медицинская сестра получает из записей врача на процедурной карте (форма 44 у). Там же на схеме-силуэте тела человека врач графически отмечает область воздействия (схема 1).

Медицинская сестра должна внимательно ознакомить­ся со сделанным назначением и неуклонно следовать ему.

Приняв больного, медицинская сестра готовит его к процедуре: знакомит в необходимой мере с врачебным назначением, инструктирует о правилах поведения во вре­мя процедуры, помогает принять необходимое положение тела, обеспечивает защиту глаз и участков тела, не подле­жащих воздействию, информирует об ощущениях во время процедуры. После этого она накладывает электроды или устанавливает аппарат в рабочее положение, пускает сиг­нальные часы и включает аппарат.

Перед первой и каждой последующей процедурой медицинская сестра должна осведомиться о самочув­ствии больного и осмотреть область проведения процеду­ры, о всех нарушениях доложить врачу-физиотерапевту.

Во время процедуры медицинская сестра не должна отлучаться из кабинета, она обязана постоянно наблюдать за работой аппарата и состоянием больного. После окон­чания процедуры медицинская сестра отключает аппарат, снимает электроды, направляет больного в комнату отдыха и делает в процедурной карте отметку.

По окончании работы кабинета медицинская сестра обязана отключить все аппараты, выключить общий сете­вой рубильник, закрыть окна и все водопроводные краны.

В обязанности медицинской сестры входит также веде­ние учета проделанной работы и отчетности по ней. Она должна наблюдать за состоянием и сохранностью медицин­ского оборудования, своевременно выписывать и получать из аптеки необходимые лекарственные средства и раст­воры.

На выполнение различных процедур затрачивается не­одинаковое время, поэтому для учета работы медицинской сестры используются условные единицы. По приказу Мин­здрава СССР № 1440 от 21.12.84 г. «Об утверждении условных единиц на выполнение физиотерапевтических процедур, норм времени по массажу, положений о физио­терапевтических подразделениях и их персонала» за одну условную единицу принята работа, на выполнение и под­готовку которой требуется 8 мин. Так, например, одной условной единицей оценивается проведение таких проце­дур, как гальванизация, УВЧ-терапия, воздействие деци­метровыми волнами (ДМВ), двумя единицами — проце­дура воздействия диадинамическими токами (ДДТ), синусоидальными модулированными токами (СМТ), опре­деление биодозы при УФ-облучении, тремя единицами — процедура электросна, четырьмя единицами — подводный душ-массаж. Норма работы медицинской сестры состав­ляет 15 тыс. условных единиц в год или около 60—65 ус­ловных единиц за рабочий день (б'/2 ч)..

Одна из наиболее опытных медицинских сестер отде­ления назначается на должность старшей медицинской сестры. Она полностью выполняет всю работу медицин­ской сестры и при этом руководит работой всего среднего и младшего персонала, обеспечивая его расстановку, сос­тавляя график работы. Она осуществляет контроль за работой персонала, исправностью аппаратуры.

Существенные отличия имеет работа фельдшера на фельдшерско-акушерских пунктах, которые являются ам­булаторными учреждениями, оказывающими населению доврачебную помощь под методическим руководством

участкового врача. Фельдшер, кроме других видов меди­цинской помощи, должен проводить физиотерапевтические процедуры и лечебный массаж.

национальное руководство по физиотерапии читать онлайн:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Физиотерапия - скачать бесплатно книги и учебники по физиотерапии

    АкушерствоАллергология и иммунологияАнатомияАнестезиология и реаниматологияБиологияВетеринарияВнутренние болезниВосточная медицинаГастроэнтерологияГематологияГигиенаГинекологияГомеопатияДерматовенерологияДиагностикаЗдравоохранениеИнфекционные болезниКардиологияКниги на английском языкеЛечебная физкультураМассажМикробиологияНаркологияНародная медицинаНеврологияНефрологияОнкологияОртопедияОториноларингологияОфтальмологияПатофизиологияПедиатрияПсихиатрия-Психология Пульмонология РевматологияСтоматологияСудебная медицинаТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФизиологияФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология


    Автор. Клячкин Л.М. Виноградова М.Н.

    Описание. Второе издание учебника (первое вышло в 1988 г.) включает сведения по истории физиотерапии, более подробные представления о теории действия физических факторов. Добавлено описание современной аппаратуры и новых методов лечения. Расширена глава, посвященная санаторно-курортному лечению.

    Год выпуска: 2003

    Автор: Стефаниди A.B.

    Описание: Учебно-методическое пособие разработано на курсе мануальной терапии факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, и кафедре нервных болезней Иркутского государственного медицинского университета. Предназначено для студентов медицинских вузов и медицинских специалистов, имеющих дело с диагностикой и лечением мышечно-фасциальной боли.
    В учебном пособии в доступной и интересной форме приведены современные представления о механизмах развития мышечно-фасциальной боли, рассматриваемой с позиций нарушения систем регуляции позы и движения. Предложены оригинальные алгоритмы диагностики и лечения, при разработке которых использован богатый клинический опыт автора.

    Год выпуска: 2010

    Автор: Гафиятуллина Г.Ш. Омельченко В.П.

    Описание: Физиотерапия - важный метод лечения, применяемый при различных острых и хронических заболеваниях. Физиотерапевтические процедуры имеют минимум побочных эффектов, легки в применении; зачастую при лечении этим методом используют разнообразные природные факторы. Физиотерапия незаменима в период реабилитации, восстановления после различных заболеваний, при профилактике обострений заболеваний, а также как способ укрепления организма, поддержания тонуса, работоспособности и хорошего настроения. Зачастую в основу физиотерапевтических методик ложатся методы нетрадиционной медицины, медицины Востока, что говорит о чрезвычайной гибкости этих методов воздействия и об их близости к природе.

    Автор: Илларионов В.Е. Симоненко В.Б.

    Качество: Отсканированные страницы

    Описание: Консервативные методы профилактики возникновения патологии, лечения и реабилитации больных и пострадавших осуществляются при помощи воздействия на организм внешних химических средств (лекарственная терапия) и физических факторов (физиотерапия). В программе первичного обучения, дальнейшей специализации и усовершенствования врачей отводится немало времени изучению механизма взаимодействия со структурами и системами живого многоклеточного организма химических факторов (лекарственных средств), методам и способам их клинического применения. В то же время изучению способов и методов применения лечебных физических факторов уделяется мало внимания. Врачи, только начинающие путь в своей профессии, а также многие опытные специалисты клинической медицины нередко имеют недостаточные представления о больших возможностях использования в лечебно-профилактических и реабилитационных целях воздействия на организм человека внешних физических факторов.

    Качество: Отсканированные страницы

    Описание: Практическое руководство «Практическая физиотерапия» написано на основе многолетнего опыта применения физических методов в комплексном лечении, реабилитации и вторичной профилактике больных в Главном военном клиническом госпитале имени академика Н.Н. Бурденко.
    В руководстве приведено описание ряда новых физиотерапевтических аппаратов, в том числе разработанных за последнее время по инициативе и при участии автора, например аппараты магнитной терапии «АМИТ-01», «АМИТ-02», «АМТ2 АГО, «Полимаг-01», «Полимаг-01М» и др. а также разработанных автором оригинальных методик физиотерапии, еще не известных широкому кругу врачей.

    Физиотерапия: учебник (автор - Соколова Н

    Физиотерапия: учебник (автор - Соколова Н.Г.)


    Учебник составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом для медицинских колледжей и медучилищ. В учебнике представлены основные понятия о физиотерапии, механизмах действия и методах лечебного применения физических факторов, даются основные показания и противопоказания к их применению, дана информация о современной физиотерапевтической аппаратуре. Для студентов медицинских колледжей и медучилищ.

    "Физиотерапия: учебник" (автор — Соколова Н.Г.)
    КУПИТЬ КНИГУ с доставкой почтой, курьером
    в партнерском интернет-магазине PhoenixBooks.ru
    Читать онлайн книгу Н.Г. Соколова • Физиотерапия: учебник (отдельные главы) можно бесплатно на страницах нашего сайта: ► Другие книги автора "Н.Г. Соколова"

    2012 г. • 221 стр.

    2012 г. • 218 стр.

    2011 г. • 237 стр.

    2012 г. • 151 стр.

    ► Книги из серии "Сред.медиц.образование"

    2017 г. • 526 стр.

    2017 г. • 541 стр.

    С.М. Бортникова (Цыбалова)

    2016 г. • 475 стр.

    2015 г. • 350 стр.

    2017 г. • 494 стр.

    2016 г. • 285 стр.

    ► Книги из раздела "Курортология. Физиотерапия. Лечебная физкультура"

    2008 г. • 445 стр.

    2015 г. • 430 стр.

    2017 г. • 253 стр.

    2015 г. • 350 стр.