Руководства, Инструкции, Бланки

приказ об утверждении инструкций по экологии

Категория: Инструкции

Описание

Приказ об утверждении инструкций по экологии

Об утверждении инструкции по делопроизводству

В соответствии с указом Губернатора Красноярского края от 29.06.2011 № 106-уг «Об утверждении типовой инструкции по делопроизводству», постановлением Правительства Красноярского края от 31.07.2008 № 12-п «Об утверждении Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края» с целью совершенствования организации и ведения делопроизводства и установления единых правил работы с документами ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Инструкцию по делопроизводству министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края согласно приложению к настоящему приказу.

2. Заместителям министра, начальникам отделов министерства обеспечить организацию и ведение делопроизводства в соответствии с требованиями Инструкции.

3. Признать утратившими силу:

пункты 1, 3, 4 приказа министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 01.09.2011 № 183-о;

приказ министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 05.09.2013 № 247-о;

пункты 1, 2, 4, 5, 6 приказа агентства лесной отрасли Красноярского края от 03.11.2011 № 4080 «Об утверждении инструкции по делопроизводству»;

приказ службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края от 30.12.2011 № спр/ю-0043-ос «Об утверждении инструкции по делопроизводству в службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края»;

приказ службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Красноярского края от 22.03.2012 № 35-о.

4. Опубликовать приказ на «Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края» (http://www.zakon.krskstate.ru/ ).

5. Приказ вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.

Исполняющий обязанности министра
Е.В. Вавилова

Документ опубликован: 30.09.2014. Официальный интернет-портал правовой информации Красноярского края,

Видео

приказ об утверждении инструкций по экологии:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Приказ № 116-п - Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в Комитете Республики Ингушетия по экологии и природным ресур


    "Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в Комитете Республики Ингушетия по экологии и природным ресурсам"
    Приложение к

    от «__»_________20___ г. №____

    Инструкция
    об организации рассмотрения обращений граждан в Комитете Республики Ингушетия по экологии и природным ресурсам
    I. Общие положения

    1. Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан в Комитете Республики Ингушетия по экологии и природным ресурсам (далее - Инструкция) определяет порядок организации рассмотрения индивидуальных и коллективных обращений граждан, включая организацию личного приема граждан, контроля за соблюдением порядка рассмотрения обращений граждан, анализа и обобщения информации, содержащейся в них, проверку состояния работы с обращениями в структурных подразделениях Комитета Республики Ингушетия по экологии и природным ресурсам (далее - Комитет).

    2. Положения Инструкции распространяются на обращения граждан поступающие в Комитет в письменной форме, в форме электронного документа (далее - обращения), подлежащие рассмотрению в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон).

    3. Должностные лица Комитета, осуществляющие рассмотрение обращений, несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность, в том числе за объективное, всестороннее и своевременное их рассмотрение.

    4. Делопроизводство по обращениям осуществляется лицом ответственным за ведение делопроизводства в Комитете (далее ответственное лицо).

    5. Ответственность за организацию, соблюдение сроков рассмотрения обращений, состояние делопроизводства по обращениям в структурных подразделениях Комитета несут руководители структурных подразделений Комитета.

    6. Должностные лица Комитета, осуществляющие рассмотрение обращений, обеспечивают обработку персональных данных обратившихся в Комитет граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных.

    7. Обращения, поступившие в Комитет, подлежат обязательному приему и рассмотрению ( часть 1 статьи 9 Закона).

    II. Порядок информирования граждан об организации рассмотрения обращений

    8. Письменные обращения с доставкой по почте или курьером направляются по почтовому адресу Комитета: 386001, г. Магас, ул. Д. Мальсагова, д. 31 «а».

    9. Прием письменных обращений при личном обращении граждан осуществляется в приемной Комитета по адресу: г. Магас, ул. Д. Мальсагова, д. 31 «а».

    10. Режим работы приемной Комитета:

    понедельник, вторник, среда, четверг, пятница

    По другим вопросам, касающимся рассмотрения обращения в структурном подразделении Комитета, информационно-справочная работа осуществляется в этом структурном подразделении.

    15. Справочная информация о контактных телефонах структурных подразделений Комитета, почтовом адресе, факсе, месторасположении Комитета размещена на официальном сайте Комитета, а также предоставляется должностными лицами Комитета.

    16. Справочные, статистические и аналитические материалы, касающиеся работы с обращениями, размещаются в соответствующем разделе официального сайта Комитета.

    17. График личного приема граждан размещается на информационных стендах, находящихся в Комитете, а также на официальном сайте Комитета.

    III. Прием и регистрация обращения

    18. Поступающие в Комитет письменные обращения принимаются ответственным лицом Комитета и осуществляется первичное рассмотрение и регистрация.

    19. Гражданин в своем обращении в Комитет в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, или почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме, наименование Комитета, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица Комитета, либо его должность, излагает суть обращения, ставит личную подпись и дату ( часть 1 статьи 7 Закона).

    20. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению соответствующие документы и материалы либо их копии ( часть 2 статьи 7 Закона).

    21. В целях обеспечения безопасности при работе с письменными обращениями они подлежат обязательному вскрытию и предварительному просмотру ответственным лицом Комитета. В случае выявления опасных или подозрительных вложений в конверте (бандероли, посылке) работа с письменным обращением приостанавливается до выяснения обстоятельств и принятия соответствующего решения руководством Комитета.

    22. При приеме письменных обращений и документов, связанных с их рассмотрением, ответственное лицо Комитета:

    а) проверяется правильность адресности корреспонденции;

    б) сортируются телеграммы;

    в) вскрываются конверты, проверяется наличие в них документов (разорванные документы подклеиваются);

    г) поступившие с письмом документы (паспорт, военный билет, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, фотографии и другие приложения к письму) подкалываются под скрепку после текста письма, затем подкалывается конверт. В случае отсутствия самого текста письма должностным лицом, принимающим почту, подкалывается заверенный его подписью с указанием даты лист бумаги с текстом: "Письменного обращения к адресату нет", который прилагается к конверту.

    23. По выявленным нарушениям и недостаткам ответственным лицом Комитета составляются акты на письма:

    к которым прилагаются вложенные в конверты денежные знаки, ценные бумаги;

    при вскрытии которых не обнаружилось письменного вложения;

    в конвертах которых обнаружилась недостача документов, упоминаемых в обращении, или вложенной в конверт описью документов.

    Акт составляется в 2 экземплярах и подписывается ответственным лицом.

    При этом один экземпляр акта посылается отправителю, второй - приобщается к полученным документам.

    24. Ошибочно (не по адресу) присланные письма ответственное лицо Комитета возвращаются на почту невскрытыми.

    25. Регистрация обращений в письменной форме и форме электронного документа осуществляется ответственным лицом Комитета путем ввода необходимых данных об обратившихся гражданах и содержания их обращений в автоматизированную систему учета (далее - АСУ).

    26. На каждое поступившее в Комитет обращение заводится отдельная регистрационно-контрольная карточка (далее - РКК).

    27. Обращению или сопроводительному письму к обращению (при наличии) присваивается регистрационного номер обращения и указывается дата регистрации.

    28. Ответственное лицо при регистрации обращений проверяют установленные реквизиты письма, наличие указанных автором вложений и приложений, а также проверяют поступившие обращения на повторность.

    29. Если одновременно поступило несколько обращений одного и того же содержания от одного и того же автора, то осуществляется регистрация только одного из обращений, при этом в РКК делается соответствующая отметка о количестве дублированных обращений. При поступлении в течение рабочего дня нескольких дубликатов обращения в форме электронного документа, регистрируется только одно из обращений. При этом в РКК делается соответствующая отметка о количестве направленных дублированных обращений.

    30. Повторными считаются обращения, поступившие в Комитет от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если:

    гражданин не удовлетворен данным ему ответом по первоначальному заявлению;

    со времени подачи первого обращения истек установленный законодательством Российской Федерации срок рассмотрения и ответ заявителю не дан.

    Повторные обращения регистрируются так же, как и первичные, но в РКК делается отметка "Повторное".

    31. Не считаются повторными обращения одного и того же лица, но по разным вопросам.

    32. Поступившие письменные обращения в зависимости от содержания докладываются ответственным лицом Председателю Комитета Республики Ингушетия по экологии и природным ресурсам (далее - Председатель) или его заместителю (далее - Заместитель), либо направляются руководителям соответствующих структурных подразделений Комитета.

    33. После рассмотрения Председателем или Заместителем обращения вместе с резолюциями возвращаются ответственному лицу.

    34. Ответственным лицом исполнение обращений, доложенных Председателю или Заместителю, берется на контроль.

    35. В случаях, когда обращение направляется для рассмотрения двум или нескольким структурным подразделениям Комитета, ответственным исполнителем является структурное подразделение Комитета или его должностное лицо, указанное в резолюции первым (далее соответственно - структурное подразделение - ответственный исполнитель). Он осуществляет сбор соответствующей информации от других исполнителей, указанных в резолюции (далее - структурное подразделение - соисполнитель), координацию их работы для подготовки ответа гражданину, а также ему предоставляется право инициативного запроса необходимой информации от других структурных подразделений Комитета, не указанных в качестве соисполнителей. Соисполнителям обращения ответственное лицо направляет копии обращения.

    36. Ответственность за своевременное, всестороннее и объективное рассмотрение обращений в равной степени несут все указанные в резолюции исполнители.

    IV. Организация рассмотрения обращений в структурных подразделениях Комитета

    37. После прикрепления электронного образа обращения к РКК он становится доступен к просмотру в "электронном почтовом ящике" структурного подразделения - ответственного исполнителя и структурного подразделения - соисполнителя.

    38. В случае ошибочного направления обращения в структурное подразделение Комитета его руководитель в срок до 3 рабочих дней с даты регистрации обращения в Комитете возвращает его ответственному лицу с пометкой для внесения соответствующих исправлений в РКК и передачи обращения по принадлежности.

    39. В случае если возврат ошибочно направленного обращения превышает 3 рабочих дня, структурное подразделение - исполнитель готовит окончательный ответ гражданину на основании информации, предварительно запрошенной из структурного подразделения Комитета, в ведении которого находится рассмотрение вопросов, содержащихся в обращении.

    40. Передача обращений из одного структурного подразделения Комитета в другое осуществляется только через ответственное лицо на основании резолюции руководителя структурного подразделения Комитета либо на основании соответствующей служебной записки, в которых указываются причина возврата и наименование структурного подразделения Комитета, которому необходимо направить обращение для рассмотрения.

    41. В случае разногласий между руководителями структурных подразделений Комитета о принадлежности обращения окончательное решение по этому вопросу принимается Заместителем.

    42. Начальники структурных подразделений Комитета ежедневно, не реже 2 раз в день, проверяют наличие информации о факте направления обращений для рассмотрения в их отделы через АСУ, знакомятся с содержанием обращений, просматривая их электронный образ, и исходя из компетенции отделов, определяют в АСУ в качестве исполнителя должностное лицо отдела (далее - основной исполнитель). Срок рассмотрения обращений начальником отдела - 1 рабочий день.

    43. Основной исполнитель ежедневно, не реже 2 раз в день, проверяет наличие информации о факте направления обращения для рассмотрения, знакомится с содержанием обращения, просматривая его электронный образ, и приступает к подготовке необходимых ответов или соответствующих запросов.

    44. Ответ на обращение не дается, если в письменном обращении не содержится фамилия гражданина, направившего обращение, или его почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме, или адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа ( часть 1 статьи 11 Закона).

    45. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение 7 дней со дня регистрации обращения в Комитете возвращается структурным подразделением - ответственным исполнителем гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения ( часть 2 статьи 11 Закона). При этом ответственным лицом снимается копия обращения для последующего хранения его в архиве.

    46. В случае, если в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, оно может быть оставлено без ответа по существу поставленных в нем вопросов. При этом гражданину, направившему обращение, сообщается о недопустимости злоупотребления правом ( часть 3 статьи 11 Закона).

    47. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, об этом в течение 7 дней со дня регистрации обращения в Комитете сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению ( часть 4 статьи 11 Закона).

    48. В случае, если в письменном обращении содержится вопрос, на который гражданину неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, Председатель, Заместитель или структурное подразделение - ответственный исполнитель вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в одно и то же структурное подразделение Комитета ( часть 5 статьи 11 Закона). Данное решение структурное подразделение - ответственный исполнитель оформляет в виде заключения (справки) и готовит проект письма в адрес гражданина, направившего обращение, в котором обосновывается причина прекращения переписки с ним.

    49. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений ( часть 6 статьи 11 Закона).

    50. В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе повторно направить обращение в Комитет либо его должностному лицу ( часть 7 статьи 11 Закона).

    51. Общий срок рассмотрения обращений в Комитете по существу определяется в соответствии с Законом.

    52. С целью обеспечения организации и персонифицированного учета работы в АСУ разграничение доступа к обращениям в структурном подразделении - ответственном исполнителе и структурном подразделении - соисполнителе осуществляется в следующем порядке:

    руководитель структурного подразделения Комитета имеет доступ ко всему массиву обращений, находящихся на рассмотрении во вверенном ему структурном подразделении;

    должностное лицо отдела имеет доступ к обращениям, по которым в АСУ указан в качестве одного из участников рассмотрения.

    53. Структурные подразделения - соисполнители в течение первой половины срока, отведенного на подготовку ответа гражданину, представляют в структурное подразделение - ответственный исполнитель предложения для включения в проект ответа или сообщают об их отсутствии.

    54. В случае, если данных, указанных в обращении, недостаточно для принятия окончательного решения, руководством структурного подразделения - ответственного исполнителя принимаются меры с целью получения необходимых материалов для заключения и обоснованного принятия решения.

    55. В случае необходимости рассматривающие обращение должностные лица соответствующих структурных подразделений - ответственных исполнителей и структурных подразделений - соисполнителей могут обеспечить его рассмотрение с выездом на место ( часть 2 статьи 9 Закона). Решение о рассмотрении обращения с выездом на место указанных должностных лиц структурных подразделений Комитета принимается Заместителем. При проверке обращений с выездом на место результаты проверки оформляются справкой. Справка вместе с обращением передается ответственному лицу.

    56. В проекте окончательного ответа гражданину обобщается информация, полученная от всех структурных подразделений - соисполнителей по конкретному обращению, после чего он передается на подпись Председателю

    57. Гражданину на одно его обращение направляется только один ответ, несмотря на количество вопросов, изложенных в нем.

    58. Ответственный исполнитель и должностное лицо несут персональную ответственность за своевременность, полноту, содержание ответа, достоверность ссылки на нормативные правовые акты.

    59. Подлинные документы (паспорта, дипломы, трудовые книжки) возвращаются гражданину заказным отправлением вместе с ответом гражданину. При этом в ответе должны быть перечислены их наименования и указано общее количество листов приложения.

    60. Ответы гражданину, подписанные Председателем передаются в ответственному лицу для регистрации и отправки адресатам.

    61. Все действия должностных лиц структурных подразделений Комитета по использованию АСУ (принятие документов из "почтового ящика" структурного подразделения Комитета, просмотр электронного образа документа, внесение изменений в РКК) осуществляются с обязательной системной фиксацией и контролем даты и времени указанных действий, а также фамилии, имени, отчества лица, их производивших.

    Дата поступления ответственному лицу ответов гражданам является датой окончательного исполнения обращения.

    V. Порядок направления ответа на обращение

    62. Отправки ответов гражданам по электронной почте осуществляется в случаях, когда в обращении гражданином указан электронный адрес для направления ему ответа в электронной форме. Отправка производится ответственным лицом ежедневно, централизованно и в автоматическом режиме с использованием в АСУ почтового ящика Комитета.

    63. Отправка ответов на обращения граждан в адрес органов государственной власти осуществляется ответственным лицом через систему электронного документооборота.

    VI. Порядок завершения работы с обращением

    64. Обращение считается рассмотренным, если гражданину дан письменный или устный, с согласия гражданина, ответ по существу поставленных в нем вопросов, направлены соответствующие запросы и уведомления, приняты необходимые решения и меры в соответствии с законодательством Российской Федерации ( статья 10 Закона).

    65. Подлинники обращений, поступивших в Комитет на бумажных носителях с сопроводительными документами к ним, формируются в дела ответственным лицом в соответствии с номенклатурой дел Отдела по работе с обращениями граждан.

    VII. Анализ обращений

    66. Руководители структурных подразделений Комитета обеспечивают учет и анализ вопросов, содержащихся в обращениях, в том числе анализ следующих данных:

    а) количество и характер рассмотренных обращений;

    б) количество и характер решений, принятых по обращениям Комитетом в пределах его полномочий;

    в) количество и характер судебных споров с гражданами, а также сведения о принятых по ним судебных решениях в отношении дел, интересы по которым представляло структурное подразделение Комитета.

    67. Руководители структурных подразделений Комитета на основании анализа вопросов, содержащихся в обращениях, вносят предложения, направленные на устранение недостатков, в том числе в области нормативного правового регулирования в установленной сфере деятельности.

    68. Ежемесячно ответственным лицом готовится справка о нарушении сроков рассмотрений обращений и представляется соответствующий доклад Председателю.

    VII. Контроль за обеспечением порядка работы с обращениями

    69. Контроль за обеспечением порядка работы с обращениями осуществляется в целях обеспечения своевременного и качественного исполнения поручений по обращениям, принятия оперативных мер по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, анализа содержания поступающих обращений, хода и результатов работы с обращениями.

    70. Контроль за исполнением обращений включает:

    а) постановку поручений по исполнению обращений на контроль;

    б) сбор и обработку информации о ходе рассмотрения обращений;

    в) подготовку оперативных запросов исполнителям о ходе и состоянии исполнения поручений по обращениям;

    г) подготовку и обобщение данных о содержании и сроках исполнения поручений по обращениям;

    д) снятие обращений с контроля.

    71. Контроль за рассмотрением обращений осуществляется руководством структурного подразделения - ответственного исполнителя и структурного подразделения - соисполнителя.

    72. Ответственное лицо осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализирует содержание обращений, принимает меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

    73. В ходе осуществления такого контроля ответственное лицо, имеют право:

    а) запрашивать у исполнителей и их непосредственных руководителей необходимые сведения о ходе рассмотрения обращений;

    б) знакомиться в установленном порядке с материалами, отражающими состояние рассмотрения обращений;

    в) вносить соответствующим руководителям предложения по устранению недостатков, выявленных в ходе контроля рассмотрения обращений.

    74. Ответственное лицо еженедельно направляет структурным подразделениям - ответственным исполнителям информацию об обращениях, срок рассмотрения которых истек.

    75. Обращения, поставленные на контроль, считаются исполненными и снимаются с контроля ответственным лицом после полного рассмотрения поставленных в обращении вопросов и направления соответствующих ответов по существу гражданам и органам, направившим обращения граждан с контролем исполнения.

    76. Датой снятия обращения с контроля является дата отправления окончательного ответа гражданину и в орган, направивший обращение с контролем исполнения.

    77. Обращения, на которые даются промежуточные ответы, с контроля не снимаются.

    78. Руководство структурных подразделений Комитета должно регулярно проверять состояние исполнительской дисциплины, рассматривать случаи нарушения установленных сроков исполнения обращений, принимать меры по устранению причин нарушений.

    79. Нарушения установленного порядка рассмотрения обращений, неправомерный отказ в их приеме, затягивание сроков рассмотрения, необъективное разбирательство, принятие необоснованных, нарушающих законодательство Российской Федерации решений, предоставление недостоверной информации, разглашение сведений о частной жизни гражданина влекут в отношении виновных должностных лиц ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Председатель Комитета - Бабхоев Магомед Мусаевич

    ПРИКАЗ Минприроды РФ от n 539 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    ПРИКАЗ Минприроды РФ от 29.12.1995 n 539 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


    МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ПРИКАЗ
    от 29 декабря 1995 г. N 539
    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ИНСТРУКЦИИ
    ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
    И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
    В целях реализации Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и установления единых экологических требований к содержанию нормативной и инструктивно-методической документации, предпроектных и проектных материалов, экологических обоснований лицензий (разрешений) на природопользование и сертификатов, представляемых на государственную экологическую экспертизу, приказываю:
    1. Утвердить прилагаемую "Инструкцию по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности".
    2. Территориальным органам по охране окружающей среды и природных ресурсов принять к исполнению "Инструкцию по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности" и довести ее до сведения всех заинтересованных организаций и природопользователей.
    Министр охраны окружающей
    среды и природных ресурсов
    Российской Федерации
    В.И.ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН

    Приложение
    к Приказу Минприроды России
    от 29 декабря 1995 г. N 539
    ИНСТРУКЦИЯ
    ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
    И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    Инструкция разработана Департаментом государственной экологической экспертизы Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.
    Принята и введена в действие "___" _____________ 1995 г.
    Согласована Министерством строительства Российской Федерации.
    Настоящий документ не может быть тиражирован или распространен в качестве официального издания без разрешения Минприроды России.
    1. Общие положения
    1.1. Настоящая Инструкция разработана с целью реализации Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", Федерального закона "Об экологической экспертизе" и устанавливает требования к:
    нормативной и инструктивно-методической документации, регулирующей вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности населения;
    прединвестиционной документации (территориальным комплексным схемам охраны природы и природопользования, схемам расселения и территориальной организации производительных сил регионов, отраслевым схемам, схемам районной планировки, программам хозяйственной и иной деятельности в регионе, крае, области) в части экологического обоснования намечаемых решений;
    генеральным планам застройки городов и других населенных пунктов в части экологического обоснования градостроительных решений;
    предпроектной и проектной документации на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию предприятий, зданий, сооружений в части экологического обоснования проектных решений и охраны окружающей среды;
    обосновывающим материалам лицензий (разрешений) на природопользование.
    1.2. Инструкция предназначена для:
    специально уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды;
    инициаторов хозяйственной и иной деятельности;
    разработчиков нормативной документации в области охраны окружающей среды;
    разработчиков прединвестиционных материалов, предпроектной и проектной документации.
    --------------------------------
    Далее - строительство объектов.
    1.3. Инструкция разработана в соответствии с требованиями законодательных актов, принятых на территории Российской Федерации, международных конвенций и договоров в области охраны окружающей среды, участником которых является Российская Федерация.
    1.4. Экологическое обоснование хозяйственной и иной деятельности в документации осуществляется для оценки экологической опасности намечаемых мероприятий, своевременного учета экологических, социальных и экономических последствий воздействия планируемых объектов на окружающую среду.
    1.5. Экологически и экономически обоснованные решения инициаторов хозяйственной и иной деятельности в документации должны гарантировать:
    экологическую безопасность населения;
    минимальный ущерб природной среде и населению при устойчивом социально-экономическом развитии территорий;
    благоприятные экологические условия для проживания населения;
    рациональное и экономное расходование природных, материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов;
    выпуск экологически безопасной продукции;
    сохранение биологического разнообразия, чистоты воздуха, источников водоснабжения и других природных объектов, исторического наследия народа;
    внедрение высокопроизводительного мало- или безотходного технологического оборудования и техники.
    2. Основные понятия
    2.1. Безопасность экологическая - совокупность состояний, процессов и действий, обеспечивающая экологический баланс в окружающей среде и не приводящая к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимым природной среде и человеку.
    2.2. Воздействие трансграничное - воздействие, оказываемое объектами хозяйственной и иной деятельности одного государства (региона, области) на экологическое состояние территории другого государства (региона, области).
    2.3. Воздействие экологически вредное - воздействие объекта хозяйственной и иной деятельности, приводящее к значительным, как правило необратимым, изменениям в природной среде, и оказывающее негативное воздействие на человека.
    2.4. Комплекс природно-территориальный - генетически обусловленное сочетание природных компонентов, образующих систему физико-географических образований различного иерархического ранга.
    2.5. Компоненты природной среды - составные части экосистем. К ним относятся воздух, поверхностные и подземные воды, недра, почвы, растительный и животный мир.
    2.6. Нагрузка антропогенная - степень прямого и косвенного воздействия человека и его деятельности на природные комплексы и отдельные компоненты природной среды.
    2.7. Норматив экологический - установленная величина использования природных ресурсов или техногенного воздействия на экосистемы и отдельные ее компоненты, при которой функционально - структурные характеристики экосистем не выходят за пределы естественных изменений.
    2.8. Обоснование экологическое - совокупность доводов (доказательств) и научных прогнозов, позволяющих оценить экологическую опасность намечаемой хозяйственной и иной деятельности для экосистем (природных территориальных комплексов) и человека.
    2.9. Обращение с отходами производства и потребления - деятельность, связанная с образованием, учетом, перемещением (включая трансграничное), обезвреживанием, размещением отходов в окружающей среде (хранением, захоронением) и их использованием.
    2.10. Объект экологически опасный - объект хозяйственной и иной деятельности, оказывающий вредное воздействие на окружающую среду, значительное по масштабу и продолжительности, и представляющий угрозу для жизни и здоровья населения.
    2.11. Опасность экологическая - вероятность ухудшения показателей качества природной среды (состояний, процессов) под влиянием природных и техногенных факторов, представляющих угрозу экосистемам и человеку.
    2.12. Оценка воздействия на окружающую среду - определение характера, степени и масштаба воздействия объекта хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и последствий этого воздействия.
    2.13. Потенциал территории природно-ресурсный - совокупность природных ресурсов и условий, определяющая меру возможного пользования компонентами природной среды с учетом их способности к возобновлению. Характеристика, отражающая степень участия компонентов природной среды в удовлетворении разнообразных потребностей общества.
    2.14. Продукция экологически безопасная - продукция, не содержащая токсичные вещества в дозах, влияющих на биологические процессы в природе и здоровье человека.
    2.15. Риск экологический - вероятность возникновения неблагоприятных для природной среды и человека последствий осуществления хозяйственной и иной деятельности.
    2.16. Ситуация экологическая - сочетание условий, процессов и обстоятельств природного и техногенного характера, обуславливающих состояние природных или природно-технических систем.
    2.17. Состояние территории экологическое - состояние, в котором находятся экосистемы и их компоненты в конкретный период времени.
    2.18. Требования экологические - комплекс ограничений по природопользованию и условий по сохранению окружающей среды в процессе хозяйственной и иной деятельности.
    2.19. Условия проживания комфортные - характеристика окружающей среды, при которой обеспечивается благополучное состояние здоровья человека и благоприятные социально-бытовые условия проживания населения.
    2.20. Устойчивость природных систем к воздействию - способность природных систем сохранять свою структуру и функциональные свойства при антропогенном воздействии.
    2.21. Экспертиза экологическая - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экспертизы с целью предупреждения возможных неблагоприятных экологических и связанных с ними социальных экономических и иных последствий реализации объекта экспертизы.
    3. Экологические требования к нормативной документации
    3.1. Нормативно-правовые документы, устанавливающие правила природопользования и охраны окружающей среды, должны:
    определять взаимоотношения органов власти и субъектов Федерации, а также права и обязанности граждан, организаций и учреждений в природоохранной деятельности и регулировании природопользования;
    содержать общие экологические требования к ведению хозяйственной и иной деятельности, основные положения по регламентации природопользования.
    При этом излагаются:
    принципы природопользования и природоохранной деятельности;
    меры, обеспечивающие природоохранную деятельность;
    ответственность за правонарушения в области природопользования и охраны окружающей среды.
    3.2. Природоохранные нормативные документы, регламентирующие состояние природной среды, должны содержать статистические показатели (критерии) качества компонентов природной среды, определяемые с учетом природно-климатических особенностей территории.
    3.3. Природоохранные нормативные документы, определяющие воздействие на окружающую среду объектов хозяйственной и иной деятельности, должны устанавливать масштаб и степень воздействия при строительстве и эксплуатации объекта, а также предельно допустимые уровни воздействия на окружающую среду и ее компоненты, исходя из экологического потенциала территории и ее ценности.
    Нормативы уровней радиационного воздействия, шума, вибрации и иных физических воздействий должны обеспечивать сохранение здоровья населения, его генофонда и отсутствие метаболизма в биологической среде.
    Для особо ценных территорий (курортные и рекреационные зоны, особо охраняемые территории) предельно допустимые показатели воздействия должны обеспечивать отсутствие каких-либо негативных изменений в экосистемах указанных территорий.
    Для зон чрезвычайных экологических ситуаций и зон экологического бедствия нормативы воздействия должны быть направлены на обеспечение улучшения экологического состояния указанных территорий.
    3.4. Природоохранные нормативные документы, содержащие нормативы (в т.ч. удельные) воздействия объектов конкретной отрасли на окружающую среду (отраслевые нормативы), должны регламентировать:
    состав и количество используемых природных ресурсов на единицу продукции;
    состав и количество загрязняющих веществ, привносимых в окружающую среду, включая отходы;
    физические воздействия;
    шумовое, радиоактивное, тепловое, ионизирующее и другие виды воздействий.
    При этом должно соблюдаться единство методического подхода (инструментального, расчетного) в определении загрязняющих веществ, привносимых в окружающую среду, и других видов воздействий.
    3.5. Нормативно-технические документы должны разрабатываться с учетом требований ГОСТ Р 1.5-93 и содержать информацию, достаточную для определения степени экологической опасности источника воздействия.
    Материалы, обосновывающие безопасность техники и технологии, должны включать:
    детальную характеристику технологического процесса и оборудования, их классификацию;
    оценку научной новизны и практической ценности предлагаемых технологий и технических решений;
    характеристику и оценку методического подхода к определению и расчету валовых выбросов (сбросов) от технологического оборудования;
    полную номенклатуру (перечень) загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду и их характеристику;
    апробированные алгоритмы расчета удельных количеств загрязняющих веществ, поступающих в окружающую природную среду, на основе измеренных концентраций и их параметры.
    Кроме того, материалы должны содержать анализ соответствия:
    нормативно-технической документации требованиям законодательных актов;
    основных положений документа современным представлениям о подходах, методах, средствах, используемых в природоохранной деятельности;
    рекомендуемых технических решений передовому отечественному и мировому уровню требований реализации природоохранной функции хозяйственной деятельности.
    3.6. Нормативные документы на продукцию (материалы и вещества), используемую и получаемую в процессе хозяйственной и иной деятельности, должны разрабатываться с учетом требований ГОСТ Р 1.5-92 и содержать:
    данные по физическому и химическому состоянию материалов (фазовое состояние; плотность (для сыпучих - насыпная плотность); температуры размягчения, плавления, воспламенения, испарения (восгонки), кипения, замерзания и т.п.; вязкость; теплотворная способность; растворимость в воде; летучесть; кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства; содержание токсичных компонентов в общей массе);
    характеристику биостойкости (биоразлагаемости) материалов в окружающей среде;
    перечень оказываемых воздействий на окружающую среду (состав, свойства) и номенклатуру показателей вредного воздействия, методы их контроля;
    оценку воздействия материала на абиотические компоненты природной среды - изменение химического состава воздуха, физико - химических свойств почв;
    оценку воздействия материалов на биологические компоненты природной среды;
    санитарно-гигиеническую оценку материалов (по нормам и правилам, утвержденным Минздравом России и Госкомсанэпиднадзором России);
    характеристику условий использования, хранения, транспортировки и ликвидации материала;
    мероприятия по обеспечению экологической безопасности при использовании материала, его хранении и транспортировке;
    способы утилизации, переработки и уничтожения по истечении срока пользования (эксплуатации) или хранения материала;
    потребность в специальных мерах безопасности при утилизации или уничтожении материала.
    3.7. Нормативы по метрологическому обеспечению экологических исследований должны разрабатываться в соответствии с требованиями ГОСТ 8.010-90, ГОСТ 8.513-84, ГОСТ Р 1.5-92.
    4. Требования к экологическому обоснованию
    в прединвестиционной документации
    4.1. Прединвестиционная документация должна содержать информацию, достаточную для определения экологического риска намечаемой деятельности, оценки рациональности природопользования при различных вариантах этой деятельности.
    4.2. Намечаемая деятельность должна:
    быть взаимоувязана с ранее принятыми к реализации программами и проектами в части использования природных и трудовых ресурсов и учитывать долгосрочные интересы региона, функциональную значимость преобладающих ландшафтов, сложившиеся национальные традиции и культурно-историческое наследие;
    соответствовать принципам устойчивого экологически безопасного развития территории, не создавать угрозы для здоровья населения;
    способствовать рациональному использованию природных ресурсов, сохранению природных богатств, уникальности природных экосистем региона и его демографических особенностей, историко-культурного наследия.
    4.3. Исходные данные для экологического обоснования прединвестиционной документации могут быть получены на основе сбора опубликованных и фондовых материалов, рекогносцировочного обследования территории.
    4.4. Экологическое обоснование в прединвестиционных материалах должно содержать оценку возможности развития намечаемой деятельности в районе возможного размещения с учетом:
    нормативов качества природной среды;
    существующей системы ограничений на природопользование;
    прогнозируемого состояния окружающей среды при планируемых сбросах, выбросах и отходах производства и других видах воздействия.
    4.5. Прогноз экологической опасности намечаемой деятельности должен базироваться на:
    анализе природно-ресурсного потенциала территорий, существующего использования природных, трудовых и других ресурсов, состояния природной среды, историко-культурного наследия;
    потребности в важнейших ресурсах;
    прогнозных изменениях экологической ситуации при реализации намечаемой деятельности и последствиях этих изменений для социально-экономического развития территории.
    4.6. Комплексные схемы по охране природы и природопользованию, разрабатываемые с целью обоснования стратегических направлений охраны природы, должны содержать рекомендации по:
    определению экологических ограничений на развитие и размещение объектов хозяйственной и иной деятельности с учетом перспектив развития районов и возможных антропогенных нагрузках - для вновь осваиваемых территорий;
    разработке системы мероприятий, направленных на ликвидацию негативных последствий существующей хозяйственной и иной деятельности - для освоенных территорий.
    При этом они должны включать:
    природно-географическую и экономическую характеристики территории;
    анализ современного состояния природной среды при существующей инфраструктуре территории;
    прогноз состояния природной среды с учетом ретроспективного состояния преобладающих (зональных) экосистем и планируемого хозяйственного воздействия;
    варианты рекомендуемых мероприятий по сохранению природной среды и исторического наследия, оценку их эффективности;
    оценку последствий намечаемой природоохранной деятельности для населения;
    выбор оптимального комплекса природоохранных мероприятий;
    предложения по организации системы экологического мониторинга.
    4.7. Генеральная схема расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил, а также схема распределения и территориальной организации производительных сил региона должны содержать материалы по экологическому обоснованию перспективы развития соответствующей территории. При этом экологическое обоснование должно включать:
    характеристику природных особенностей территории;
    природно-ресурсный потенциал регионов(а), их (его) хозяйственное использование, включая национальное природопользование;
    наличие и размещение особо охраняемых природных территорий и историко-культурных памятников, подлежащих охране государством, а также зон экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации;
    социальную организацию территории - существующую демографическую ситуацию, численность населения, трудовые ресурсы, их использование, уровень жизни населения;
    оценку экологической ситуации в регионах(е) и условия жизни населения при существующей организации производительных сил;
    прогноз изменений экологической ситуации в регионах(е) при осуществлении предложений по территориальной организации производительных сил;
    выбор оптимальной схемы распределения и территориальной организации производительных сил.
    4.8. Схемы районной планировки административно - территориальных образований разрабатываются в соответствии с утвержденной схемой расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил региона.
    Обоснование намечаемых в схемах решений должно содержать анализ исходной информации о природных особенностях района (административно-территориального образования), его природно - ресурсного потенциала, хозяйственного использования, социально - демографических особенностей с целью определения возможных изменений в экологической ситуации района (административно - территориального образования) и социальных условий при реализации намечаемых градостроительных предложений и последствий этих изменений для населения и окружающей природной среды. При этом проводится оценка существующего и перспективного состояния природной среды, функциональной значимости различных экосистем, историко-культурных памятников для населения.
    При проживании в регионе нескольких коренных народов (народностей) следует учитывать интересы и права каждого из них, возможность появления новых социальных групп, которые могут изменить традиции, жизненный уклад основного коренного населения, нарушить природно-социальный баланс региона.
    4.9. В схемах развития различных отраслей хозяйства должны быть обоснованы:
    мощности планируемых производств;
    районы размещения вновь создаваемых наиболее крупных объектов хозяйственной и иной деятельности, которые будут определять экологическую ситуацию в регионе;
    комплекс природоохранных мероприятий, обеспечивающих снижение возможного воздействия планируемой деятельности до уровней, установленных нормативными документами.
    При этом:
    места размещения объектов, рекомендуемых к строительству, должны быть определены в относительно широком географическом районе, где могут быть рассмотрены несколько вариантов площадок размещения объектов;
    комплекс природоохранных мероприятий (рекультивация нарушенных земель, захоронение и утилизация отходов, компенсационные мероприятия) должен содержать меры, необходимые для сохранения экологического равновесия в течение всего жизненного цикла предприятия.
    4.10. При разработке экологического обоснования в отраслевых схемах и программах развития следует руководствоваться следующими принципами:
    сочетания федеральных, республиканских, местных и индивидуальных интересов при выработке направлений развития отрасли и государственной концепции сохранения природной среды;
    комплексного системного подхода к проблеме развития отрасли и территории;
    вариантности разработки предложений по мощности планируемых производств, районам их размещения и намечаемым природоохранным мероприятиям;
    обязательности экологической оценки возможности размещения производственных объектов;
    альтернативности в удовлетворении потребностей общества в продукции планируемой деятельности;
    ресурсосбережения и минимизации ущерба природной среде и населению;
    достаточности природоохранных мероприятий, в том числе по техническому перевооружению и применению новейших технологий;
    возмещения прогнозируемого ущерба природной среде и населению.
    4.11. Экологическое обоснование предлагаемых мероприятий в отраслевых схемах должно включать (по каждому варианту):
    сведения о планируемой деятельности в части использования ресурсного потенциала страны (региона, области) - потребность предприятий в ресурсах (энергетических, природных, трудовых и т.д.); снабжение отрасли ресурсами, сырьем, комплектующими изделиями, энергией, топливом;
    данные о количестве и токсичности отходов планируемых производств, местах их складирования и возможностях их утилизации;
    информацию об изученности территории, намечаемой к освоению, и ее природных условиях (региональных особенностях), уникальности, о наличии особо охраняемых природных объектов, зон особого режима (чрезвычайных экологических ситуаций, экологических бедствий и т.д.), сведения о культурно-исторических памятниках и других территориях ограниченного пользования;
    анализ функционального значения территории (региона, акватории), намечаемой к освоению;
    оценку природно-хозяйственной ценности природно - территориальных комплексов;
    сведения о хозяйственной деятельности населения в районах, подлежащих освоению;
    оценку экологического потенциала территории (экологического состояния) с позиций размещения новых производств и наращивания действующих мощностей (при отсутствии ТерКСОПа, схем расселения, природопользования и организации размещения производительных сил);
    прогноз изменений в окружающей среде при реализации намечаемой деятельности;
    оценку санитарно-эпидемиологического состояния в районах, подлежащих освоению, прогноз его состояния при реализации планируемых решений;
    оценку экологического риска намечаемой деятельности;
    перечень намечаемых природоохранных мероприятий, план их реализации, данные по их финансированию;
    рекомендации по организации локального экологического мониторинга на территориях, намечаемых к освоению, сведения о финансировании этих работ.
    4.12. Экологическое обоснование хозяйственной и иной деятельности в программах развития территории (региона, края, области, республики и др.) должно осуществляться по всем возможным вариантам прорабатываемых решений и содержать:
    характеристику современного состояния экосистем в районе освоения (фон);
    научный прогноз изменений состояния природной среды при различных сценариях развития и размещения планируемых предприятий, применяемых технологий.
    При этом проводятся:
    анализ состояния природной среды и достигнутого уровня развития отрасли, применяемых технологий и методов;
    выявление неиспользованных возможностей, резервов, диспропорций развития действующих предприятий;
    определение сроков ввода планируемых объектов в эксплуатацию;
    прогнозная оценка экологического риска намечаемой деятельности, включая экологическую опасность возможных аварий (с учетом зон возможного поражения);
    определение позитивных и негативных последствий планируемой деятельности;
    комплекс природоохранных мероприятий, план их финансирования.
    При планировании природоохранных мероприятий необходимо указывать:
    виды природоохранных мероприятий - воздухоочистные мероприятия, мероприятия по очистке акваторий рек и других водоемов от возможного загрязнения отходами планируемых объектов, направления и объемы работ по рекультивации земель и др.;
    данные об эффективности планируемых природоохранных мероприятий;
    объемы затрат, включая компенсационные, по восстановлению зеленых насаждений, флоры и фауны, благоустройству территории и организации особо охраняемых территорий и др.
    5. Требования к экологическому обоснованию в проектной
    градостроительной документации
    5.1. Проектная градостроительная документация включает генеральные планы городов и других поселений, проекты детальной планировки и проекты застройки.
    5.2. Состав материалов по экологическому обоснованию проектных решений в градостроительной документации должен быть достаточным для оценки экологической безопасности проживания населения, правильности и оптимальности градостроительных и иных проектных решений, выбора основных сооружений, намечаемых мероприятий по охране природы и сохранению историко-культурного наследия.
    5.3. Проектные решения в градостроительной документации должны обеспечивать:
    устойчивое социально-экономическое развитие территории;
    рациональное природопользование, в т.ч. землепользование;
    комфортные условия проживания населения, отвечающие утвержденным нормативам и требованиям населения к качеству окружающей среды;
    защиту территорий от опасных природных и техногенных воздействий;
    сохранение и восстановление историко-культурного наследия, уникальных природных ландшафтов, памятников архитектуры, садово - паркового искусства.
    5.4. При разработке проектной градостроительной документации следует учитывать:
    нормативы и ограничения по природопользованию, санитарно - гигиенические нормы и правила, а также другие регламенты, определяющие экологическую безопасность проживания населения;
    природные (зональные и региональные) особенности территории - рельеф местности, преимущественное направление ветров, уклоны горизонтов подземных вод, источники водоснабжения, опасные природные процессы и явления, особо охраняемые природные объекты, зоны особого режима природопользования, полезные ископаемые и другие природные ресурсы;
    демографические особенности территории, ее историко-культурную ценность;
    современное экологическое состояние городской среды;
    современное и перспективное хозяйственное использование территории (города, поселения, района);
    обеспеченность транспортом, в т.ч. транспортную доступность при авариях и иных производственных нарушениях на промышленных объектах;
    состояние здоровья местного населения;
    динамику численности населения.
    5.5. Генеральный план города (поселения) является основным документом, определяющим экологические условия проживания населения, перспективы сохранения природных богатств и историко - культурного наследия народа .
    --------------------------------
    При наличии утвержденных генпланов городов (поселений), согласованных со специально согласованными государственными органами в области охраны окружающей среды, государственная экологическая экспертиза проектной документации по застройке отдельных территориальных участков (функциональных зон, районов) и проектам строительства отдельных зданий, строительство которых осуществляется в соответствии с генеральным планом, не проводится, за исключением случаев, отмеченных в заключении государственной экологической экспертизы по рассмотрению данного генерального плана.
    При разработке генерального плана должно быть предусмотрено:
    приоритетность решения экологических и социальных проблем;
    соответствие принимаемых решений ранее принятым решениям в схемах расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил, схемах и проектах районной планировки и других проектных материалах;
    наличие достаточной исходной информации о природных особенностях территории, объектах историко-культурного наследия, производственных мощностях, технологических процессах и других мероприятиях, осуществляемых и планируемых на конкретной территории;
    выполнение оценки воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности;
    разработка комплекса мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, оценка их эффективности;
    учет требований (рекомендаций населения по улучшению экологической ситуации в городе (поселении).
    5.6. В генеральных планах городов (поселений) должны быть экологически обоснованы:
    выбор места (района) размещения нового города;
    размер (границы) города с учетом перспективы увеличения численности населения;
    потребности города в ресурсах, в т.ч. природных, энергетических, трудовых и др.;
    функциональная организация территории, размещение промышленных, селитебных и рекреационных объектов;
    защита территории от опасных природных процессов и явлений;
    размеры и организация санитарно-защитных зон промышленных объектов;
    размещение общественных центров, жилой застройки, улично - дорожной сети;
    планировочная структура городской территории;
    размещение отходов города, в т.ч. промышленных и бытовых (твердых, жидких, газообразных), условия их хранения, захоронения и переработки.
    На территории города (поселения) не следует размещать объекты, функционально не связанные с его деятельностью и негативно влияющие на экологическое состояние города (поселения).
    5.7. Экологическое обоснование в генеральном плане города (поселения) должно включать:
    анализ и оценку существующей структуры землепользования, подтвержденную расчетами, аргументацию необходимости использования дополнительных земельных площадей;
    характеристики природных условий территории в районе размещения города (поселения), ее историко-культурного наследия, оценку существующего экологического состояния городской среды, комплексный анализ состояния атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, ландшафтов, изменения геологических процессов при строительстве сооружений, экологической ситуации в жилых, промышленных и ландшафтно-рекреационных зонах;
    данные о водопользовании, оценку возможности дополнительного водообеспечения при перспективах развития города и прогнозируемых изменениях численности населения;
    сведения о сточных водах (количество, качество), включая ливневые, просадки карсов и др. способах их очистки, оценку возможности использования нормативноочищенных сточных вод (при технической невозможности повторного использования сточных вод - оценку предельно допустимого сброса загрязняющих веществ);
    анализ планировочной структуры города (поселения), оценку организационных мероприятий по планировке территории;
    сведения о количестве и токсичности поступающих отходов (с учетом перспектив развития города и изменений отходности промышленных производств), способах складирования и утилизации;
    оценку загрязнения городской среды промышленными объектами, транспортными средствами (с учетом существующей и планируемой дорожно-транспортной сети);
    мероприятия по защите населения от физических воздействий (шума, вибраций, электрических и магнитных полей, ионизирующего излучения, радиации), оценку их достаточности;
    планируемые мероприятия по озеленению города, сохранению уникальных природных и исторических объектов, анализ их достаточности;
    оценку рекреационного потенциала города, расчет размеров зеленых зон городов при перспективном развитии города (поселения);
    прогноз изменений экологических условий в городской среде при реализации намечаемых решений по структурной организации территории и архитектурно-планировочных, архитектурно-строительных и природоохранных мероприятий;
    оценку комфортности проживания в различных зонах города при существующей системе расселения и в перспективе при реализации планируемых решений (архитектурно-строительных, организационных, природоохранных), оценку экологического риска намечаемых градостроительных решений;
    мероприятия по организации экологического мониторинга в городе (поселении).
    5.8. Экологическое обоснование генерального плана города (поселения) должно быть иллюстрировано картографическими материалами:
    ландшафтно-экологической картой города / поселения (картой существующего экологического состояния):
    факторными картами по компонентам природной среды (геологической, почвенной, растительности, животного мира, особо охраняемых территорий, защищенности грунтовых вод и т.д.);
    картой - схемой источников загрязнения городской среды и физических воздействий;
    картой расположения объектов историко-культурного наследия;
    картой прогнозируемого экологического состояния городской среды и пригородной зоны.
    5.9. Выбор земельного участка под строительство населенного пункта (города) и его расширение должен осуществляться:
    с учетом санитарно-гигиенических и экологических показателей городской среды;
    исходя из рациональности использования природных, топливно - энергетических и других ресурсов, степени экологической опасности намечаемых градостроительных решений.
    5.10. Проекты детальной планировки и проекты застройки отдельных частей города (поселения) разрабатываются в соответствии с решениями, принятыми в генеральном плане города (поселения), и ограничениями по природопользованию, согласованными со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды .
    --------------------------------
    При отсутствии согласованного и утвержденного генерального плана города (поселения), экологическое обоснование в проектах районной планировки и проектах застройки разрабатывается в соответствии с положениями п. п. 5.5 - 5.8 Инструкции.
    В документации должны быть экологически обоснованы:
    основные параметры функциональных зон;
    красные линии и линии регулирования застройки;
    использование земельных участков, их границы:
    размещение объектов социального и промышленного назначения;
    параметры улиц, проездов, пешеходных переходов и других сооружений городской транспортной инфраструктуры;
    размеры и размещение территорий, планируемых под озеленение;
    сохранение природных объектов, историко-культурных памятников и других ценных в социальном отношении объектов.
    6. Требования к экологическому обоснованию
    в предпроектной и проектной документации
    на строительство объектов хозяйственной
    и иной деятельности
    --------------------------------
    С 01.07.95 состав материалов предпроектной документации определяется СП 11-01-95, проектной - СНиП 11-01-95.
    6.1. Экологическое обоснование планируемой хозяйственной и иной деятельности в предпроектной и проектной документации осуществляется с целью оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую природную среду, мероприятий для предотвращения негативного влияния конкретных объектов хозяйственной деятельности на экосистемы, снижения его до уровня, регламентированного нормативными документами по охране окружающей природной среды, а также сохранения природных богатств и создания благоприятных условий для жизни людей путем всестороннего комплексного рассмотрения всех преимуществ и потерь, связанных с реализацией намечаемой деятельности.
    --------------------------------
    Требования распространяются на всю хозяйственную и иную деятельность.
    6.2. Экологические требования надлежит учитывать:
    при выборе площадки размещения объектов хозяйственной и иной деятельности;
    при разработке технических, технологических и иных проектных решений по снижению прогнозируемого воздействия объектов на окружающую среду и мероприятий по охране природной среды.
    6.3. Обосновывающие материалы по выбору места размещения объекта должны разрабатываться на вариантной основе и базироваться на детальном анализе исходной информации об источниках воздействия, о природных особенностях территории, ее историко - культурном наследии, а также состоянии экосистем в зоне воздействия объекта по каждой площадке размещения.
    6.4. Источниками исходной информации при обосновании площадки размещения объекта могут быть материалы специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды и их территориальных подразделений, опубликованные и фондовые материалы научных организаций и ведомств, данные статистической отчетности и экологического мониторинга, инженерные изыскания и экологические данные по объектам - аналогам, расчеты и модели прогноза.
    В качестве исходной информации следует также использовать:
    кадастровые карты природных ресурсов, карты и карты - схемы компонентов природной среды (почвенные, геоботанические, животного мира и др.), карты защищенности грунтовых вод и др.;
    банки данных по отходам производства и потребления.
    6.5. В составе обосновывающих материалов по месту размещения объекта приводятся:
    данные о месте размещения объекта, расположении земельного участка, отводимого в постоянное и временное пользование;
    характеристика природных условий территории в районе размещения объекта, оценка ее природно-хозяйственной ценности;
    краткие сведения о современном и перспективном использовании территории (в соответствии со схемами и программами развития), в т.ч. пользовании природными ресурсами при реализации намечаемой деятельности;
    ограничения по природопользованию;
    информация о природных и исторических особенностях территории в зоне возможного воздействия объекта, состоянии компонентов природной среды;
    характеристика намечаемой деятельности;
    информация по источникам воздействия - планировочные и другие строительные нарушения, сбросы, выбросы, отходы производства (с указанием токсичности привносимых в окружающую среду загрязняющих веществ), физические и иные воздействия;
    предварительная оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду, в т.ч. на особо охраняемые объекты;
    рекомендуемый состав природоохранных мероприятий, формируемый на основе оптимальных (оптимизированных) значений предельно допустимых выбросов и сбросов;
    предварительная оценка экологического риска размещения объекта.
    6.6. Предварительная оценка воздействия на окружающую среду при выборе площадки размещения объекта включает:
    оценку изученности территории и достаточности исходной информации о природных и исторических особенностях территории, состоянии компонентов природной среды;
    оценку возможности природопользования, исходя из экологического потенциала территории (в соответствии с потребностью объекта) и состояния экосистем;
    оценку масштаба и уровня воздействия при обычных режимах эксплуатации объекта и аварийных ситуациях;
    прогнозную оценку изменений в природной среде - состояния компонентов природной среды, активности природных процессов, а также последствий этих изменений для человека.
    6.7. Природоохранные мероприятия должны определяться по каждому компоненту природной среды и включать предложения по рациональному использованию природных ресурсов, предупреждению их истощения и загрязнения экосистем.
    6.8. Приоритетным при выборе площадки размещения объекта должен быть вариант, где прогнозируемый экологический риск намечаемой деятельности будет минимальным.
    Размещение экологически опасных объектов на территориях, загрязненных химическими веществами, вредными микроорганизмами и другими биологическими веществами свыше предельно допустимых концентраций, радиоактивными веществами свыше предельно допустимых уровней, не допускается до полной реабилитации указанных территорий.
    6.9. В дополнение к обосновывающим материалам по выбору площадки размещения объекта следует представлять:
    рекомендации по разработке экологического обоснования в проектной документации;
    предложения по изучению природных особенностей территории на дальнейших этапах проектирования (при недостатке исходной информации);
    предложения по организации локального (производственного) экологического мониторинга.
    6.10. Обосновывающие материалы при разработке технических, технологических и иных проектных решений разрабатываются по одной, согласованной с органами власти площадке размещения (при необходимости могут разрабатываться и по другим возможным вариантам размещения).
    6.11. Материалы по экологическому обоснованию проектных решений должны быть достаточными для оценки:
    прогнозируемого воздействия планируемой деятельности на окружающую среду;
    рациональности использования природных ресурсов;
    прогрессивности технологических решений при строительстве и эксплуатации объекта;
    уровня экологической опасности применяемой и производимой продукции, а также отходов производства. возможности их размещения;
    оптимальности выбранных мероприятий по охране природы и сохранению историко-культурного наследия, их эффективности и достаточности;
    ущерба природной среде и населению.
    --------------------------------
    При необходимости подземного захоронения отходов (твердых, жидких) следует представить подробную эколого-гидрогеологическую характеристику территории с научной оценкой возможного влияния подземного захоронения отходов на все имеющиеся водоносные горизонты.
    6.12. Материалы, обосновывающие проектные решения, должны содержать исчерпывающую информацию о воздействии объекта на окружающую среду при строительстве и эксплуатации объекта в нормальном режиме работы (максимальной загрузке оборудования) и при возможных залповых и аварийных выбросах (сбросах), а также аргументацию выбора природоохранных мероприятий.
    В материалах должны быть:
    характеристика экосистем в зоне воздействия объекта, оценка состояния компонентов природной среды, устойчивости экосистем к воздействию и способности к восстановлению;
    информация об объектах историко-культурного наследия;
    оценка изменений в экосистемах в результате перепланировки территории и производства строительных работ;
    оценка технологических и технических решений по рациональному использованию природных ресурсов, снижению воздействия объекта на окружающую среду (очистных сооружений, установок по обезвреживанию отходов производства и потребления и т.д.);
    перечень отходов, сведения об их количестве, экологической опасности, размещении (складировании) и использовании;
    прогноз изменений природной среды (покомпонентно) при строительстве и эксплуатации объекта;
    обоснование природоохранных мероприятий по восстановлению и оздоровлению природной среды, сохранению ее биологического разнообразия;
    комплексная оценка экологического риска планируемой деятельности - последствий возможного воздействия (с учетом планируемых природоохранных мероприятий);
    обоснование капитальных вложений в мероприятия по охране окружающей среды (дифференцированно по видам);
    размер платы за природопользование.
    6.13. Дополнительно к обосновывающим материалам необходимо представить программу по организации локального экологического мониторинга и план ее финансирования.
    6.14. Выбор оптимального проектного решения по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды должен базироваться на принципах сохранения и улучшения окружающей среды и минимизации воздействия на экосистемы антропогенной деятельности.
    6.15. При строительстве объекта по очередям, а также в случае выделения пускового комплекса оценка воздействия на окружающую среду объекта и разработка природоохранных мероприятий выполняется в целом по предприятию с выделением первоочередных мер для пускового комплекса.
    Для каждой последующей очереди строительства объекта природоохранные мероприятия могут быть уточнены и дополнены по данным мониторинга при разработке рабочей документации.
    6.16. При реконструкции предприятий дополнительно в составе материалов следует представить сведения о произошедших изменениях в природной среде за период эксплуатации объекта.
    Следует определить также причины и характер этих изменений, предусмотреть мероприятия по ликвидации последствий деятельности объекта, возмещению нанесенного ущерба.
    6.17. При снятии объекта с эксплуатации (ликвидации, перепрофилировании) следует дополнительно включать:
    обоснование необходимости ликвидации (перепрофилирования) объекта;
    оценку деградации природной среды в результате деятельности объекта;
    оценку последствий ухудшения экологической ситуации в районе размещения объекта на здоровье населения;
    обоснование комплекса мероприятий по восстановлению природной среды и созданию благоприятных условий для жизни населения.
    7. Требования к экологическому обоснованию
    техники, технологии, материалов
    7.1. Экологическое обоснование техники, технологии, материалов подготавливается при сертификации и разработке проектной документации с целью определения характера и уровня воздействия на окружающую среду, применяемых техники и технологии, а также используемых в производстве материалов и веществ, на которые отсутствуют ГОСТ.
    7.2. При обосновании технологических решений указываются:
    ресурсоемкость и ресурсосберегаемость технологий;
    технические показатели, характеризующие уровень воздействия на окружающую природную среду продукции, применяемых материалов, а именно, данные по материальному и энергетическому балансу технологического процесса (потребление - отходы), с указанием видов отходов (газообразные, жидкие, твердые), их массы (объема);
    принципы и схемы технологических процессов, систем очистки выбросов и сбросов, расчетные и экспериментальные характеристики источников сбросов и выбросов (объемы, концентрации, температуры, скорости прохождения смесей и т.д.), характеристики удельных выбросов и сбросов (в сравнении указанных характеристик с аналогичными технологиями на других объектах);
    данные о соответствии технологий существующим требованиям малоотходности и безотходности конкретных технологических процессов;
    данные об аварийности технологических схем и отдельных производств при использовании конкретных видов ресурсов (энергетических, природных) и материалов, их вероятности (с характеристиками прогнозируемых выбросов и сбросов при различных сценариях развития аварийных ситуаций);
    оценка эффективности мероприятий по предупреждению аварийных ситуаций в конкретных природных условиях при применении рекомендуемых технологий;
    оценка экологической безопасности ликвидации техники и предлагаемых технологий (при необходимости);
    характеристика уровней шума, вибрации, электромагнитного и ионизирующего излучений, их соответствия ПДУ;
    удельные показатели потребления природных ресурсов на единицу выпускаемой продукции;
    обоснованные выводы по способам утилизации или ликвидации продукции после отработки;
    обоснованные выводы по оценке воздействия на окружающую среду применяемых технических средств и технологий, а также используемых материалов и получаемой продукции;
    средства и методы контроля для оценки воздействия на окружающую среду технологий, планируемых к реализации.
    7.4. Представляемые на государственную экологическую экспертизу материалы по оценке экологической опасности используемой и производимой продукции должны включать сведения по реальной и потенциальной опасности использования продукции, включая:
    сведения о токсикологической опасности примесей, образующихся в процессе производства новой продукции, а также опасности побочных продуктов, образующихся при эксплуатации продукции, их трансформации, разложении или взаимодействии с окружающей средой;
    условия распределения и распространения токсичных примесей и побочных продуктов в районах (регионах) применения продукции - подвижность, миграция, стойкость, стабильность, время существования;
    условия трансформации, распада (разложения) побочных продуктов в окружающей природной среде, продолжительность их трансформации;
    контроль за распространением и обнаружением токсичных примесей в продукции и побочных продуктах (оценка современного уровня и предлагаемые меры);
    негативные экологические последствия попадания токсичных примесей и побочных продуктов в окружающую природную среду, пищу, жилье, производственные помещения.
    8. Требования к экологическому обоснованию
    лицензий
    8.1. На государственную экологическую экспертизу представляются:
    материалы, обосновывающие выдачу лицензий на отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды, включая материалы по обоснованию лицензий на разработку предпроектной и проектной документации в части охраны окружающей среды, на проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и экологической оценке территорий, и иные виды деятельности, являющиеся в соответствии с нормативными правовыми документами Российской Федерации объектами государственной экологической экспертизы;
    экологическое обоснование лицензий на природопользование, в том числе экологическое обоснование лицензий на хозяйственную и иные виды деятельности, оказывающие воздействие на окружающую природную среду, и лицензий на изъятие (сбор, добычу) природных ресурсов.
    8.2. Материалы, обосновывающие лицензии на отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды, должны содержать в полном объеме сведения, определяющие возможность осуществления лицензируемых видов деятельности, а именно:
    базу данных по нормативному и инструктивно-методическому обеспечению - перечень используемых в работе нормативно-правовых и инструктивно-методических документов;
    сведения о базовом образовании, квалификации и характере выполняемой работы ;
    сведения о работе инициатора деятельности в лицензируемой области, а также перечень выполненных работ;
    перечень источников получения и отбора моделей обработки и систематизации информации, инструктивно-методических документов, стандартов, положений, руководств и т.д. ;
    копии сертификатов или лицензий на используемые технические средства и оборудование (при использовании лабораторий - свидетельства об их аккредитации).
    --------------------------------
    Для юридических лиц - свидетельства о профессиональной экологической подготовке руководителей и ведущих специалистов.
    Для лицензий в сфере природоохранных услуг консультационного и учебного характера - перечень учебно - методических пособий, планов, программ.
    8.3. Материалы по обоснованию сервисных природоохранных услуг должны содержать сведения, приведенные в п. 8.2, и данные о спецоборудовании, транспортных и иных средствах, используемых при осуществлении конкретных сервисных услуг.
    8.4. Материалы, обосновывающие выдачу лицензий на деятельность по размещению, складированию, захоронению и уничтожению отходов, должны содержать:
    информацию о предприятии: месторазмещение, занимаемая площадь, состав предприятия, технологическая схема (способы складирования, размещения, захоронения, утилизации), применяемое оборудование, его производственные мощности, мощности очистных сооружений, степень их загрузки, наличие проекта предприятия, утвержденного в установленном порядке;
    сведения об отходах: перечень принимаемых отходов, их количество (объем), физико-химическое состояние, токсичность, опасность, данные по ежегодному поступлению отходов;
    обоснование норматива образования отходов (в соответствии с технологией производства);
    краткую характеристику состояния природной среды в районе размещения предприятия;
    разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, водопользование и сброс сточных вод;
    экологические ограничения по складированию (размещению, захоронению) отходов, исходя из экологического состояния территории и опасности загрязнения территории;
    сведения о фактических сбросах, выбросах и отходах ;
    мероприятия по соблюдению экологических ограничений, норм и правил;
    схема и описание действий в условиях чрезвычайной ситуации;
    предложения лицензиата по снижению токсичности отходов.
    В составе обосновывающих материалов представляются также сведения о деятельности лицензиата с конкретными видами отходов, указанными в лицензии.
    --------------------------------
    Приводится для действующих объектов (по данным экологического паспорта).
    8.5. Экологическое обоснование лицензии (разрешения) на экспорт и импорт отходов разрабатывается с целью определения возможного ущерба природной среде и здоровью населения в результате трансграничных перевозок и обращения с опасными и другими отходами производства и потребления.
    Экологическое обоснование лицензий на экспорт и импорт отходов следует разрабатывать в соответствии с требованиями и положениями законодательства Российской Федерации, директивных и нормативных документов, касающихся внешнеэкономической деятельности и охраны окружающей природной среды.
    Экологическое обоснование лицензий на экспорт и импорт должно содержать:
    сведения об условиях контракта (соглашения) с поставщиком и получателем отходов;
    существующие ограничения (запрещения) экспорта и импорта отходов, предусмотренные международными, многосторонними и двусторонними соглашениями;
    данные об объемах отходов, их физико-химических свойствах, классе токсичности и степени опасности;
    сертификат качества отходов;
    информацию о происхождении отходов (государство, фирма, предприятие, производство);
    краткое описание метода и технологии обезвреживания и переработки отходов, оценку их эффективности и экологической безопасности;
    данные о технических возможностях получателя отходов;
    оценку экологической ситуации в регионах, в которых планируется удаление и ввоз отходов;
    прогноз последствий удаления и ввоза отходов для окружающей природной среды и здоровья человека;
    результаты общественного обсуждения планируемой трансграничной перевозки отходов и их использования;
    обязательства заказчика по соблюдению действующих в России и принятых в международной практике норм и правил по перевозке, упаковке, маркировке и транспортировке отходов.
    8.6. Материалы экологического обоснования лицензий на планируемую хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду, и лицензий на изъятие (сбор, добычу) природных ресурсов должно содержать обоснование реализации этой деятельности на конкретной территории при существующих экологических условиях. При лицензировании видов деятельности, связанных с пользованием природных ресурсов, необходимо также обоснование пользования этими ресурсами в затребованных объемах (количествах) в конкретные сроки указанными способами.
    Обосновывающие материалы, представляемые лицензиатом, должны включать:
    сведения о предприятии, предлагаемых / применяемых технологиях, намечаемой / выпускаемой продукции ;
    виды и объекты воздействия, включая выбросы, сбросы, отходы производства (при изъятии и пользовании природным ресурсом - предполагаемые объемы и сроки их расхода и изъятия, изымаемые и нарушаемые земли);
    краткую характеристику территории в районе намечаемой деятельности, ее экологической емкости, состояния ее компонентов, а также изымаемых природных(ого) ресурсов(а);
    перечень экологических ограничений, норм и правил деятельности на конкретной территории ;
    предложения по соблюдению экологических норм и правил и снижению негативного воздействия планируемой деятельности на:
    обязательства лицензиата по снижению отходности производства на период действия лицензии;
    характеристику финансовых и технических возможностей инвестора по реализации намечаемой деятельности, включая природоохранную;
    оценку возможных последствий планируемой деятельности, включая природопользование;
    сведения о службах производственного и экологического контроля;
    обязательства лицензиата по компенсационным мероприятиям в области охраны окружающей среды, и возмещению возможного ущерба природной среде и населению.
    --------------------------------
    Для объектов хозяйственной деятельности, производящих продукцию.
    В составе документации по обоснованию лицензий на право пользования недрами представляются обязательные условия лицензионного соглашения, установленные Роскомнедрами по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды или их с территориальными комитетами.
    8.7. Состав материалов по обоснованию лицензий на комплексное природопользование для действующих объектов хозяйственной деятельности включает:
    обоснование лицензий (разрешений) на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
    предложения по соблюдению экологических норм и правил, снижению негативного воздействия планируемой деятельности на окружающую природную среду (атмосферу, поверхностные и подземные воды, почву, недра, растительный и животный мир);
    обоснование лицензий на забор воды из водных объектов и сброс сточных вод;
    обоснование лицензий на размещение отходов.
    --------------------------------
    Состав обосновывающих материалов определяется объектом воздействия и / или видом изымаемого ресурса.
    8.7.1. Обоснование лицензий (разрешений) на выброс загрязняющих веществ в атмосферу разрабатывается:
    для проектируемых объектов - в составе проектной документации на основании экологически обоснованных предложений по установлению нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ):
    для действующих предприятий разрабатывается проект нормативов ПДВ в соответствии с "Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятий", Москва, 1989.
    В составе обосновывающих материалов для выдачи лицензий на выброс загрязняющих веществ в атмосферу для действующих предприятий представляются:
    перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к выбросу и сверхнормативные (наименование, количество в г/с и т/год) за предыдущий год - фактический выброс;
    сведения об оплате за нормативный и сверхнормативный выброс в атмосферу за предыдущий год - причитающаяся сумма платы за фактический выброс загрязняющих веществ в атмосферу (с учетом коэффициента инфляции).
    8.7.2. Материалы, обосновывающие выдачу лицензии (разрешения) на водопользование, должны быть:
    включены в состав проектной документации - для проектируемых объектов;
    разработаны в соответствии с экологическим паспортом предприятия - для действующих объектов.
    При этом возможность водопользования должна быть определена исходя из нормирования водопользования на конкретной территории и сведений по водопользованию планируемой деятельности (при существующих технологических процессах и перспективах их модернизации).
    Условия водопользования должны устанавливаться для каждого технологического участка предприятия (объекта водопользования) и по каждому водному объекту в соответствии с формой статистической отчетности 2ТП-водхоз.
    Материалы, обосновывающие условия водопользования, должны содержать:
    схему водного хозяйства с указанием источника водоснабжения и приемников сточных вод, мест расположения водозаборных, водосбросных и других устройств и сооружений, при помощи которых будет осуществляться водопользование;
    нормативно-обоснованную потребность объекта в водных ресурсах с обязательным подтверждением технической невозможности организации замкнутой (без сброса в водный объект) системы водоснабжения;
    обоснование возможности изъятия из водного объекта заявленного количества воды;
    расчет предельно допустимых и временно согласованных сбросов (ПДС и ВСС) загрязняющих веществ со сточными водами в водный объект и рекомендации по их достижению;
    мероприятия по предупреждению попадания рыб в водозаборные сооружения, охране и воспроизводству рыбных запасов, по обеспечению зоны санитарной охраны источников хозяйственно - питьевого водоснабжения, по обеспечению учета забираемой воды и сбрасываемых сточных вод и определению их качества;
    обязательства по предупреждению возможных аварийных ситуаций и ликвидации последствий аварий.
    При использовании подземных вод питьевого качества на нужды, не связанные с питьевым и бытовым водоснабжением, надлежит представить также материалы о возможности отбора подземных вод в требуемом объеме.
    8.7.3. Материалы, обосновывающие сброс сточных вод должны содержать:
    обоснование необходимости этого сброса, подтвержденного документами об отсутствии разработанной технологии очистки данного вида стоков;
    геологические и гидрогеологические материалы, а также данные санитарно-бактериологических и других специальных исследований, подтверждающие санитарную надежность и безопасность этого сброса;
    данные по количеству, химическому составу и санитарной характеристике сточных вод;
    режим закачки сточных вод (суточные расходы, давление, резервные емкости и др.) и конструкция поглощающих скважин и колодцев, способ изоляции вышележащих водоносных горизонтов от загрязнения ;
    методы контроля за сбросом сточных вод.
    --------------------------------
    При закачке сточных вод в подземные горизонты.
    8.7.4. Материалы, обосновывающие размещение отходов, должны включать сведения, указанные в п. 8.5.
    8.8. Материалы, обосновывающие возможность природопользования или пользования отдельным природным ресурсом, должны содержать мероприятия по соблюдению природоохранных норм и правил (федеральных, региональных, местных) и рациональному использованию, оптимальным нормам и срокам изъятия ресурсов(а), прогноз изменения состояния природной среды при реализации планируемой деятельности (компонентов природной среды, планируемых к изъятию), основываться на современном и прогнозируемом их (его) состоянии.
    8.8.1. Состояние ресурсов(а) оценивается на основании данных о их (его) распространении, запасах, динамике, возобновляемости и др.
    8.8.2. В материалах, обосновывающих изъятие биологических ресурсов, следует представлять также информацию о:
    биологии и распространении вида (особенности поведения, размножения и развития);
    состоянии местной популяции вида, ее численности, сезонной и годовой динамике, запасах (биомассе);
    состоянии кормовой базы (для фауны