Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по охране труда для слесаря по ремонту автомобилей 2015 года

Категория: Инструкции

Описание

Для слесаря по ремонту автомобилей

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

1. Общие требования охрана труда

1.1. К работе слесарем по ремонту автомобилей (далее – слесарь) допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и признанные годными к выполнению данной работы, прошедшие обучение по охране труда, имеющие соответствующее удостоверение, прошедшие вводный и первичный инструктаж по охране труда и противопожарный инструктаж . стажировку . проверка знаний по охране труда.

1.2. Перед допуском к самостоятельной работе слесарь по ремонту автомобилей должен ознакомиться с инструкцией по охране труда для слесаря по ремонту автомобилей, пройти подготовку по новой должности, которая включает в себя: стажировку, проверку знаний, контрольную противопожарную тренировку. После чего оформляется допуск к самостоятельной работе .

1.3. Стажировка слесаря проводится под руководством ответственного обучающего лица. Допуск к стажировке оформляется распоряжением начальника ремонтно-транспортного цеха. Продолжительность стажировки составляет от 2 до 5 смен.

1.4. После окончания стажировки слесарю проводится проверка знани й инструкции по охране труда, инструкции по пожарной безопасности, инструкции по технической эксплуатации и электробезопасности в комиссии предприятия.

1.5. Очередная проверка знаний проводится не реже 1 раза в 12 месяцев.

1.6. Внеочередная проверка знаний проводится:

- при переходе в другую организацию;

- в случае внесения изменений в производственные инструкции;

- по предписанию должностных лиц в случае выявления недостаточных знаний инструкций.

1.7. Слесарь должен знать:

- инструкцию по охране труда для слесаря по ремонту автомобилей,

- инструкции предприятий-изготовителей по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобильной техники,

- инструкции предприятий-изготовителей по эксплуатации применяемого в процессе производства ремонтных работ оборудования, оснастки, материалов,

- инструкцию по эксплуатации и ремонту автомобильной техники в зимних условиях,

- опасные и вредные производственные факторы, связанные с выполняемыми работами,

- вредные вещества (пары, газы, этилированный бензин, дизтопливо, масла и т.п.) в воздухе рабочей зоны и характер их действия на организм человека.

1.8. Инструктажи по охране труда и пожарной безопасности слесарь по ремонту автомобилей проходит в установленном на предприятии порядке:

1.8.1. Вводный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности проводится при приеме на работу независимо от образования, стажа работы по данной профессии.

1.8.2. Первичный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности на рабочем месте проводится со всеми вновь принятыми в организацию работниками, включая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ, при переводе из одного структурного подразделения в другое. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится с каждым работником индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов работы.

1.8.3. Повторный инструктаж по охране труда слесарю проводится не реже одного раза в три месяца.

1.8.4. Внеплановый инструктаж проводится при:

- при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;

- при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;

- при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария ит.п.);

- по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;

- при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями - более 30 календарных дней, а для остальных работ - более двух месяцев);

- по решению работодателя (или уполномоченного им лица).

1.9. Слесарь, не прошедший своевременно проверку знаний или инструктажи по охране труда, не должен приступать к работе.

1.10. Допуск к самостоятельной работе оформляется распоряжением начальника ремонтно-транспортного цеха после участия слесаря в противопожарной тренировке.

1.11. Слесарь проходит предварительный перед приемом на работу медицинский осмотр.

1.12. Слесарь обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, режимы труда и отдыха, установленные на предприятии:

- режим работы с 8-00 до 17-00,

- перерыв на обед с 12-00 до 13-00.

Возможно привлечение слесаря к сверхурочным работам согласно ТК РФ.

1.13. На слесаря могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:

- вывешенный автомобиль и его агрегаты,

- газы и другие токсичные вещества,

- оборудование, инструмент, приспособления,

- движущиеся машины и механизмы,

- недостаточная освещенность рабочего места.

1.14. Согласно «Типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты» слесарю необходимо использовать:

- Костюм хлопчатобумажный для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий1 на год

- Ботинки кожаные с жестким подноском или сапоги кожаные с жестким подноском1 пара на год

- Перчатки трикотажные с полимерным покрытием12 пар на год

- Очки защитные До износа

- Вкладыши противошумные До износа

При работе с этилированным бензином дополнительно:

- Фартук защитный из полимерных материалов с нагрудником Дежурный

- Сапоги резиновые с жестким подноском1 пара на год

- Перчатки резиновые6 пар на год

При выполнении работ по ремонту электрооборудования, карбюраторов и их регулировке дополнительно:

- Нарукавники хлопчатобумажные2 пары на год

На наружных работах зимой дополнительно:

- Костюм на утепляющей прокладке1 на 3 года

- Валенки с резиновым низом или сапоги кожаные утепленные с жестким подноском1 / 36 мес.

1.15. Слесарь обязан:

- соблюдать требования инструкции по охране труда для слесаря по ремонту автомобилей;

- правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктажи по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний, противопожарные тренировки, повышение квалификации;

- немедленно извещать непосредственного или вышестоящего руководителя о ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае или об ухудшении своего здоровья;

- проходить обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр;

- знать правила и порядок поведения при пожаре;

- уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;

- не допускать на рабочее место посторонних лиц;

- курить в специально отведенных местах;

- не допускать распития спиртных напитков в рабочее и нерабочее время на рабочих местах;

- уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим при несчастных случаях на производстве;

- содержать рабочее место в чистоте, не допускать его загромождения;

- содержать в чистоте спецодежду.

1.16. Запрещается пользоваться инструментами, приспособлениями, работать на оборудовании, обращению с которым слесарь не обучен и не проинструктирован.

1.17. За нарушение требований инструкции слесарь несет ответственность согласно действующему законодательству РФ.

Полную версию статьи читайте по ссылке:

Вступите в группу. и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Комментарии 0

инструкция по охране труда для слесаря по ремонту автомобилей 2015 года:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    ТОИ Р-200-02-95 Типовая инструкция N 2 по охране труда для слесарей по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, Приказ Департамента автомобиль

    ТОИ Р-200-02-95 Типовая инструкция N 2 по охране труда для слесарей по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей

    ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ N 2
    ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СЛЕСАРЕЙ ПО РЕМОНТУ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ АВТОМОБИЛЕЙ

    Дата введения 1995-02-27*
    ________________________
    * Соответствует оригиналу. -
    Примечание изготовителя базы данных.

    СОГЛАСОВАНО ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства "___" августа 1995 г.

    Приказ Департамента автомобильного транспорта Российской Федерации N 16 от 27 февраля 1996 года

    1. Введение

    1.1. Настоящая инструкция регламентирует основные требования безопасности при выполнении слесарных работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.

    1.2. Слесарь должен соблюдать требования инструкции по охране труда, разработанной на основе данной, и инструкций, разработанных с учетом требований, изложенных в типовых инструкциях по охране труда:

    при вывешивании автомобиля и работе под ним (инструкция N 17 );

    при снятии и установке колес автомобиля (инструкция N 18 );

    при передвижении по территории и производственным помещениям автотранспортного предприятия (инструкция N 20 );

    по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов (.

    Заметив нарушение требований безопасности другим работником, слесарь должен предупредить его о необходимости их соблюдения.

    Слесарь должен выполнять также указания представителя совместного комитета (комиссии) по охране труда или уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзного комитета.

    Слесарь должен знать и уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему в соответствии с типовой инструкцией N 22 по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях.

    Слесарь не должен приступать к выполнению разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, без получения целевого инструктажа.

    2. Общие требования безопасности

    2.1. К самостоятельной работе по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей допускаются лица, имеющие соответствующую квалификацию, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, прошедшие проверку знаний по управлению грузоподъемными механизмами.

    2.2. Слесарь, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца), не должен приступать к работе.

    2.3. Слесарь обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные на предприятии.

    2.4. Продолжительность рабочего времени слесаря не должна превышать 40 ч в неделю.

    Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, утвержденными работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом.

    2.5. Слесарь должен знать, что наиболее опасными и вредными производственными факторами, действующими на него при проведении технического обслуживания и ремонта транспортных средств, являются:

    автомобиль, его узлы и детали;

    оборудование, инструмент и приспособления;

    освещенность рабочего места.

    2.5.1. Автомобиль, его узлы и детали - в процессе ремонта возможно падение вывешенного автомобиля или снимаемых с него узлов и деталей, что приводит к травмированию.

    2.5.2. Гаражно-ремонтное и технологическое оборудование, инструмент, приспособления - применение неисправного оборудования, инструмента и приспособлений приводит к травмированию.

    Слесарю запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению с которыми он не обучен и не проинструктирован.

    2.5.3. Электрический ток - при несоблюдении правил и мер предосторожности может оказывать на людей опасное и вредное воздействие, проявляющееся в виде электротравм (ожоги, электрические знаки, электрометаллизация кожи), электроударов.

    2.5.4. Бензин особенно этилированный - действует отравляюще на организм человека при вдыхании его паров, загрязнении им тела, одежды, попадании его в организм с пищей или питьевой водой.

    2.5.5. Освещенность рабочего места и обслуживаемого (ремонтируемого) узла, агрегата - недостаточная (избыточная) освещенность вызывает ухудшение (перенапряжение) зрения, усталость.

    2.6. Слесарь должен работать в специальной одежде и в случае необходимости использовать другие средства индивидуальной защиты.

    2.7. В соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты слесарю выдаются:

    2.7.1. При выполнении работ по разборке двигателей, транспортировке, переноске и промывке деталей двигателей, работавших на этилированном бензине:

    костюм вискозно-лавсановый; фартук резиновый; сапоги резиновые;

    2.7.2. При выполнении работ по разборке, ремонту и техническому обслуживанию автомобилей и агрегатов:

    костюм вискозно-лавсановый; рукавицы комбинированные. При работе с этилированным бензином дополнительно:

    фартук прорезиненный; перчатки резиновые.

    2.7.3. На наружных работах зимой дополнительно:

    куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке;

    брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке.

    2.8. Слесарь должен соблюдать правила пожарной безопасности, уметь пользоваться средствами пожаротушения.

    Курить разрешается только в специально отведенных местах.

    2.9. Слесарь во время работы должен быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.

    2.10. О замеченных нарушениях требований безопасности на своем рабочем месте, а также о неисправностях приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты слесарь должен сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения замеченных нарушений и неисправностей.

    2.11. Слесарь должен соблюдать правила личной гигиены. Перед приемом пищи или курением необходимо мыть руки с мылом, а при работе с деталями автомобиля, работавшего на этилированном бензине, предварительно обмыть руки керосином.

    Для питья пользоваться водой из специально предназначенных для этой цели устройств (сатураторы, питьевые баки, фонтанчики и т.п.).

    ТОИ Р-200-02-95 Типовая инструкция N 2 по охране труда для слесарей по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей

    Программа стажировки по охране труда для слесаря по ремонту автомобилей Пункты программы стажировки по охране труда

    1. Порядок выполнения работ по разборке автомобилей:
    1.1. порядок организации рабочего места в процессе разборки автомобиля;

    1.2.подготовка автомобиля к ремонту: наружная мойка, слив масла, топлива и воды;

    1.3. разборка автомобиля:

    1.3.1. снятие кузова, приборов питания, электрооборудования, кабины, двигателя с коробкой передач и карданной передачи;

    1.3.2. выкатывание переднего и заднего мостов;

    1.3.3. снятие рессор, амортизаторов, рулевого управления, приборов привода тормозов;

    1.3.4. снятие отдельных узлов, приборов и агрегатов автомобиля;

    2. Порядок выполнения работ по ремонту автомобилей:
    2.1. порядок организации рабочего места в процессе ремонта автомобиля. Ремонт двигателя. Разборка, обезжиривание, контроль и сортировка деталей. Ремонт блока цилиндров (смена шпилек, высверливание поврежденных болтов и шпилек, заделка трещин). Ремонт шатунно-поршневой группы. Смена вкладышей шатунных и коренных подшипников. Ремонт газораспределительного механизма. Ремонт и замена приборов системы охлаждения, смазки и питания. Сборка двигателя.
    2.2. порядок ремонта приборов электрооборудования. Выполнение операций разборки и сборки приборов электрооборудования, проверка состояния оборудования, регулировка и замена изношенных деталей, ремонт электропроводки;
    2.3. порядок ремонта трансмиссии. Выполнение операций по снятию с автомобиля, разборке, сборке, ремонту и регулировке элементов трансмиссии, сцепления, коробки передач, раздаточной коробки;
    2.4. порядок ремонта переднего моста. Разборка моста. Ремонт рессор и амортизаторов. Разборка передней независимой подвески, ремонт и замена изношенных деталей. Сборка моста. Регулировка подшипников ступиц колес, углов поворота колес;
    2.5. порядок ремонта рулевого механизма. Разборка рулевого механизма. Ремонт рулевых тяг. Сборка и регулировка рулевого механизма;
    2.6. порядок ремонта тормозной системы. Разборка стояночной тормозной системы, привода и механизмов рабочей тормозной системы. Замена изношенных накладок и далей. Сборка, регулировка, испытание и проверка тормозных систем. Регулировка свободного хода педали тормоза. Удаление конденсата из пневмосистемы привода тормозов и регулирование давления воздуха в шинах;
    2.7. порядок ремонта кузова и дополнительного оборудования. Разборка, ремонт деталей агрегатов дополнительного оборудования автомобиля (лебедки, гидравлического подъемника, седельных установок и др.). Ремонт платформы, кабины и кузова. Снятие и установка глушителя. Ремонт отопителя кабины, устройства для обмыва ветрового стекла. Сборка и регулировка, установка агрегатов дополнительного оборудования на автомобил.

    3. Порядок выполнения работ по сборке автомобилей:
    3.1. порядок организация рабочего места при сборке автомобиля. Установка рессор, тормозных систем, топливного бака, переднего и заднего мостов.
    3.2. порядок установки двигателя, коробки передач, раздаточной коробки.

    3.3. порядок установки двигателя, коробки передач, раздаточной коробки.
    3.4. порядок установки карданной передачи, рулевого управления, редуктора.
    3.5. порядок установки кабины, кузова и электрооборудования на раму автомобиля. Заправка автомобиля маслом и водой. Проверка действия узлов, механизмов, привода управления коробками, карданной передачи, заднего моста и приборов. Сдача автомобиля.

    4. Порядок выполнения работ по техническому обслуживанию автомобилей:
    4.1. порядок организации рабочего места при техническом обслуживании автомобилей. Порядок проведения ежедневного технического обслуживания автомобиля. Выполнение уборочно-моечных работ. Выполнение смазочных и заправочных работ. Выполнение контрольно-смотровых работ;
    4.2. порядок проведения первого технического обслуживания. Выполнение уборочно-моечных, смазочных, заправочных и проверочных работ согласно перечню при проведении ежедневного технического обслуживания автомобилей и дополнительно. Выполнение смазочных, заправочных и крепежных работ агрегатов, узлов и систем автомобилей при проведении первого технического обслуживания;
    4.3. порядок проведения второго технического обслуживания. Выполнение уборочно-моечных, смазочных, заправочных, проверочных, крепежных и регулировочных работ, согласно перечню, при проведении первого технического обслуживания и дополнительного комплекса работ по техническому обслуживанию механизмов автомобиля при проведении второго технического обслуживания .

    Инструкция по охране труда для слесаря по ремонту автомобилей

    Примерная инструкцияпо охране трудадля слесаря по ремонту автомобилей

    ГЛАВА 1
    ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

    1. К самостоятельной работе по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей допускаются лица, имеющие соответствующую квалификацию, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, прошедшие проверку знаний по охране труда.
    2. Слесарь, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1раза в 6 месяцев), не должен приступать к работе.
    3. Слесарь обязан соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные в автопарке. Запрещается находиться на территории предприятия, рабочем месте или в рабочее время в состоянии алкогольного, наркотического опьянения. Курить разрешается в специально установленных местах.
    4. Продолжительность рабочего времени слесаря не должно превышать 40 час в неделю.

    Продолжительность еженедельной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, утвержденными работодателями по согласованию с профсоюзным комитетом.

    1. Слесарь должен знать, что наиболее опасными и вредными производственными факторами, действующими на него при проведении технического обслуживания и ремонта транспортных средств, являются:
    • автомобиль, его узлы и детали – в процессе ремонта возможно падения вывешенного автомобиля или снимаемых с него узлов и деталей, что приводит к травмированию;
    • гаражно-ремонтное и технологическое оборудование, инструмент, приспособления — применение неисправного оборудования, инструмента и приспособлений приводит к травмированию;
    • слесарю запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращение с которым он не обучен и не проинструктирован;
    • электрический ток – при несоблюдении правил и мер предосторожности может оказывать на людей опасное и вредное воздействие, проявляющееся в виде электротравм (ожоги, электрические знаки, электрометаллизация кожи), электроударов;
    • бензин, особенно этилированный, – действует отравляюще на организм человека при вдыхании его паров, загрязнении им тела, одежды, – попадании его в организм с пищей или питьевой водой;
    • освещённость рабочего места и обслуживания (ремонтируемого) узла, агрегата – недостаточная (избыточная) освещённость вызывает ухудшение (перенапряжение) зрения, усталость.
    1. Слесарь должен работать в специальной одежде и в случае необходимости использовать другие средства индивидуальной зашиты.
    2. В соответствии с Типовыми отраслевыми нормами выдачи средств индивидуальной защиты работникам общих профессий и должностей слесарю выдаются:

    Срок носки в месяцах

    ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СЛЕСАРЕЙ ПО РЕМОНТУ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ АВТОМОБИЛЯ

    ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СЛЕСАРЕЙ ПО РЕМОНТУ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ АВТОМОБИЛЯ

    1.1. Настоящая инструкция регламентирует основные требования безопасности при выполнении слесарных работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.

    1.2. Слесарь должен соблюдать требования инструкции по охране труда, разработанной на основе данной, и инструкций, разработанных с учетом требований, изложенных в типовых инструкциях по охране труда:

    при вывешивании автомобиля и работе под ним (инструкция № 17);

    при снятии и установке колес автомобиля (инструкция № 18);

    при передвижении по территории и производственным помещениям автотранспортного предприятия (инструкция № 20);

    по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов (инструкция № 23).

    Заметив нарушение требований безопасности другим работником, слесарь должен предупредить его о необходимости их соблюдения.

    Слесарь должен выполнять также указания представителя совместного комитета (комиссии) по охране труда или уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзного комитета.

    Слесарь должен знать и уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему в соответствии с типовой инструкцией № 22 по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях.

    Слесарь не должен приступать к выполнению разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, без получения целевого инструктажа.

    2. Общие требования безопасности

    2.1. К самостоятельной работе по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей допускаются лица, имеющие соответствующую квалификацию, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, прошедшие проверку знаний по управлению грузоподъемными механизмами.

    2.2. Слесарь, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже одного раза в 3 месяца), не должен приступать к работе.

    2.3. Слесарь обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные на предприятии.

    2.4. Продолжительность рабочего времени слесаря не должна превышать 40 ч в неделю.

    Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, утверждаемыми работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом.

    2.5. Слесарь должен знать, что наиболее опасными и вредными производственными факторами, действующими на него при проведении технического обслуживания и ремонта транспортных средств, являются:

    автомобиль, его узлы и детали;

    оборудование, инструмент и приспособления;

    освещенность рабочего места.

    2.5.1. Автомобиль, его узлы и детали - в процессе ремонта возможно падение вывешенного автомобиля или снимаемых с него узлов и деталей, что приводит к травмированию.

    2.5.2. Гаражно-ремонтное и технологическое оборудование, инструмент, приспособления - применение неисправного оборудования, инструмента и приспособлений приводит к травмированию.

    Слесарю запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению с которыми он не обучен и не проинструктирован.

    2.5.3. Электрический ток - при несоблюдении правил и мер предосторожности может оказывать на людей опасное и вредное воздействие, проявляющееся в виде электротравм (ожоги, электрические знаки, электрометаллизация кожи), электроударов.

    2.5.4. Бензин, особенно этилированный - действует отравляюще на организм человека при вдыхании его паров, загрязнении им тела, одежды, попадании его в организм с пищей или питьевой водой.

    2.5.5. Освещенность рабочего места и обслуживаемого (ремонтируемого) узла, агрегата - недостаточная (избыточная) освещенность вызывает ухудшение (перенапряжение) зрения, усталость.

    2.6. Слесарь должен работать в специальной одежде и в случае необходимости использовать другие средства индивидуальной защиты.

    2.7. В соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты слесарю выдаются:

    2.7.1. При выполнении работ по разборке двигателей, транспортировке, переноске и промывке деталей двигателей, работающих на этилированном бензине:

    2.7.2. При выполнении работ по разборке, ремонту и техническому обслуживанию автомобилей и агрегатов:

    костюм вискозно-лавсановый; рукавицы комбинированные.

    При работе с этилированным бензином дополнительно:

    2.7.3. На наружных работах зимой дополнительно:

    куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке;

    брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке.

    2.8. Слесарь должен соблюдать правила пожарной безопасности, уметь пользоваться средствами пожаротушения.

    Курить разрешается только в специально отведенных местах.

    2.9. Слесарь во время работы должен быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.

    2.10. О замеченных нарушениях требований безопасности на своем рабочем месте, а также о неисправностях приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты слесарь должен сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения замеченных нарушений и неисправностей.

    2.11. Слесарь должен соблюдать правила личной гигиены. Перед приемом пищи или курением необходимо мыть руки с мылом, а при работе с деталями автомобиля, работавшего на этилированном бензине, предварительно обмыть руки керосином.

    Для питья пользоваться водой из специально предназначенных для этой цели устройств (сатураторы, питьевые баки, фонтанчики и т.п.).

    2.12. За невыполнение требований инструкции, разработанной на основе данной и указанных в п. 1.2, слесарь несет ответственность согласно действующему законодательству.

    3. Требования безопасности перед началом работ

    3.1. Перед началом работы слесарь должен:

    3.1.1. Одеть специальную одежду и застегнуть манжеты рукавов.

    3.1.2. Осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы.

    3.1.3. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений, при этом:

    гаечные ключи не должны иметь трещин и забоин, губки ключей должны быть параллельны и не закатаны;

    раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях;

    слесарные молотки и кувалды должны иметь слегка выпуклую, некосую и несбитую, без трещин и наклепа поверхность бойка, должны быть надежно укреплены на рукоятках путем расклиниваниязаершенными клиньями;

    рукоятки молотков и кувалд должны иметь гладкую поверхность;

    ударные инструменты (зубила, крейцмейсели, бородки, керны и пр.) не должны иметь трещин, заусенцев и наклепа. Зубила должны иметь длину не менее 150 мм;

    напильники, стамески и прочие инструменты не должны иметь заостренную нерабочую поверхность, должны быть надежно закреплены на деревянной ручке с металлическим кольцом на ней;

    электроинструмент должен иметь исправную изоляцию токоведущих частей и надежное заземление.

    3.1.4. Проверить состояние пола на рабочем месте. Пол должен быть сухим и чистым. Если пол мокрый или скользкий, потребовать, чтобы его вытерли или посыпали опилками, или сделать это самому.

    3.1.5. Перед использованием переносного светильника проверить, есть ли на лампе защитная сетка, исправны ли шнур и изоляционная резиновая трубка. Переносные светильники должны включаться в электросеть с напряжением не выше 42 В.

    4. Требования безопасности во время работы

    4.1. Во время работы слесарь должен:

    4.1.1. Все виды технического обслуживания и ремонта автомобилей на территории предприятия выполнять только на специально предназначенных для этой цели местах (постах).

    4.1.2. Приступать к техническому обслуживанию и ремонту автомобиля только после того, как он будет очищен от грязи, снега и вымыт.

    4.1.3. После постановки автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта обязательно проверить, заторможен ли он стояночным тормозом, выключено ли зажигание (перекрыта ли подача топлива в автомобиле с дизельным двигателем), установлен ли рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение, перекрыты ли расходные и магистральный вентили на газобаллонных автомобилях, подложены ли специальные противооткатные упоры (башмаки) (не менее двух) под колеса. В случае невыполнения указанных мер безопасности сделать это самому.

    На рулевое колесо повесить табличку «Двигатель не пускать - работают люди!». На автомобиле, имеющем дублирующее устройство для пуска двигателя, повесить аналогичную табличку у этого устройства.

    4.1.4. После подъема автомобиля подъемником на пульте управления подъемником повесить табличку «Не трогать - под автомобилем работают люди!», а при подъеме гидравлическим подъемником после его поднятия зафиксировать подъемник упором от самопроизвольного опускания.

    4.1.5. Ремонт автомобиля снизу вне осмотровой канавы, эстакады или подъемника производить только на лежаке.

    4.1.6. Для безопасного перехода через осмотровые канавы, а также для работы спереди и сзади автомобиля пользоваться переходными мостиками, а для спуска в осмотровую канаву - специально установленными для этой цели лестницами.

    4.1.7. Снимать или ставить колесо вместе с тормозным барабаном при помощи специальной тележки. Если снятие ступиц затруднено, применять для их снятия специальные съемники.

    4.1.8. Все работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля производить при неработающем двигателе, за исключением работ, технология проведения которых требует пуска двигателя. Такие работы проводить на специальных постах, где предусмотрен отсос отработавших газов.

    4.1.9. Для пуска двигателя и передвижения автомобиля обратиться к водителю, перегонщику, бригадиру или слесарю, назначенным приказом по предприятию для выполнения этой работы.

    4.1.10. Перед пуском двигателя убедиться, что рычаг переключения передач (контроллера) находится в нейтральном положении и что под автомобилем и вблизи вращающихся частей двигателя нет людей.

    Осмотр автомобиля снизу производить только при неработающем двигателе.

    4.1.11. Перед проворачиванием карданного вала проверить, выключено ли зажигание, а для дизельного двигателя - отсутствие подачи топлива. Рычаг переключения передач установить в нейтральное положение, а стояночный тормоз освободить. После выполнения необходимых работ снова затянуть стояночный тормоз.

    Проворачивать карданный вал только с помощью специального приспособления.

    4.1.12. Снимать двигатель с автомобиля и устанавливать на него только тогда, когда автомобиль находится на колесах или на специальных подставках - козелках.

    4.1.13. Перед снятием колес подставить под вывешенную часть автомобиля, прицепа, полуприцепа козелки соответствующей грузоподъемности и опустить на них вывешенную часть, а поднеподнимаемые колеса установить специальные противооткатные упоры (башмаки) в количестве не менее двух.

    4.1.14. Для перегонки автомобиля на стоянку внутри предприятия и проверки тормозов на ходу вызвать дежурного или закрепленного водителя.

    4.1.15. При разборочно-сборочных и других крепежных операциях, требующих больших физических усилий, применять съемники, гайковерты и т.п. Трудноотворачиваемые гайки при необходимости предварительно смачивать керосином или специальным составом («Унисма», ВТВ и т.п.).

    4.1.16. Перед началом работы с грузоподъемным механизмом убедиться в его исправности и соответствии веса поднимаемого агрегата грузоподъемности, указанной на трафарете грузоподъемного механизма, не просрочен ли срок его испытания, а на съемных грузозахватных приспособлениях проверить наличие бирок с указанием допустимой массы поднимаемого груза.

    4.1.17. Для снятия и установки узлов и агрегатов весом 20 кг и более (для женщин 10 кг)* пользоваться подъемными механизмами, оборудованными специальными приспособлениями (захватами), другими вспомогательными средствами механизации.

    * Подъем и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой (до двух раз в час), если подъем и перемещение тяжестей осуществляется постоянно в течение смены - 7 кг.

    4.1.18. При перемещении деталей вручную соблюдать осторожность, так как деталь (агрегат) может мешать обзору пути движения, отвлекать от наблюдения за движением и создавать неустойчивое положение тела.

    4.1.19. Перед снятием узлов и агрегатов, связанных с системами питания, охлаждения и смазки, когда возможно вытекание жидкости, сначала слить из них топливо, масло или охлаждающую жидкость в специальную тару.

    4.1.20. Перед снятием газовой аппаратуры, баллонов или подтягиванием гаек соединений убедиться в отсутствии в них газа.

    4.1.21. Перед снятием рессоры обязательно разгрузить ее от веса автомобиля путем поднятия передней или задней части автомобиля с последующей установкой рамы на козелки.

    4.1.22. При работе на поворотном стенде-опрокидывателе надежно укрепить автомобиль, предварительно слив топливо и охлаждающую жидкость, закрыть плотно маслозаливную горловину и снять аккумуляторную батарею.

    4.1.23. При ремонте и обслуживании автобусов и грузовых автомобилей с высокими кузовами пользоваться подмостями или лестницами-стремянками.

    4.1.24. Для проведения работ под поднятым кузовом автомобиля-самосвала или самосвального прицепа и при работах по замене или ремонту подъемного механизма или его агрегатов предварительно освободить кузов от груза, обязательно установить дополнительное инвентарное приспособление (упор, фиксатор, штангу).

    4.1.25. Перед ремонтом автомобили-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся, взрывоопасных, токсичных и т.п. грузов, а также резервуары для их хранения полностью очистить от остатков вышеуказанных продуктов.

    4.1.26. Производить очистку или ремонт внутри цистерны или резервуара из-под этилированного бензина, легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей в специальной одежде, со шланговым противогазом, спасательным поясом с веревкой; вне резервуара должен находиться специально проинструктированный помощник.

    Шланг противогаза должен быть выведен наружу через люк (лаз) и закреплен с наветренной стороны.

    К поясу рабочего внутри резервуара прикрепляется прочная веревка, свободный конец которой должен быть выведен через люк (лаз) наружу и надежно закреплен. Помощник, находящийся наверху, должен наблюдать за работающим, держать за веревку, страхуя работающего в резервуаре.

    4.1.27. Ремонтировать топливные баки только после полного удаления остатков топлива и обезвреживания.

    4.1.28. Работы по техническому обслуживанию и ремонту холодильных установок на автомобилях-рефрижераторах выполнять в соответствии с действующими правилами по технике безопасности при их ремонте.

    4.1.29. Перед проведением работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, работающих на газовом топливе, предварительно поднять капот для проветривания подкапотного пространства.

    4.1.30. Слить (выпустить) газ из баллонов автомобиля, на котором должны проводиться работы, связанные с устранением неисправностей газовой системы питания или ее снятием, на специально отведенном месте (посту), а баллоны продуть сжатым воздухом, азотом или другим инертным газом.

    4.1.31. Работы по снятию, установке и ремонту газовой аппаратуры выполнять только с помощью специальных приспособлений, инструмента и оборудования.

    4.1.32. Проверить герметичность газовой системы сжатым воздухом, азотом или иными инертными газами при закрытых расходных и открытом магистральном вентилях.

    4.1.33. Шланги на штуцерах крепить хомутиками.

    4.1.34. Удалять разлитое масло или топливо с помощью песка или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения.

    4.1.35. Во время работы располагать инструмент так, чтобы не возникала необходимость тянуться за ним.

    4.1.36. Правильно подбирать размер гаечного ключа, преимущественно пользоваться накидными и торцевыми ключами, а в труднодоступных местах - ключами с трещотками или с шарнирной головкой.

    4.1.37. Правильно накладывать ключ на гайку, не поджимать гайку рывком.

    4.1.38. При работе зубилом или другим рубящим инструментом пользоваться защитными очками для предохранения глаз от поражения металлическими частицами, а также надевать на зубило защитную шайбу для защиты рук.

    4.1.39. Выпрессовывать туго сидящие пальцы и втулки только с помощью специальных приспособлений.

    4.1.40. Снятые с автомобиля узлы и агрегаты складывать на специальные устойчивые подставки, а длинные детали класть только горизонтально.

    4.1.41. Проверять соосность отверстий конусной оправкой.

    4.1.42. При работе на сверлильных станках устанавливать мелкие детали в тиски или специальные приспособления.

    4.1.43. Удалять стружку из просверленных отверстий только после отвода инструмента и остановки станка.

    4.1.44. При работе на заточном станке следует стоять сбоку, а не против вращающегося абразивного круга, при этом использовать защитные очки или экраны. Зазор между подручником и абразивным кругом не должен превышать 3 мм.

    4.1.45. При работе электроинструментом напряжением более 42 В пользоваться защитными средствами (диэлектрическими резиновыми перчатками, калошами, ковриками), выдаваемыми совместно с электроинструментом.

    4.1.46. Подключать электроинструмент к сети только при наличии исправного штепсельного разъема.

    4.1.47. При прекращении подачи электроэнергии или перерыве в работе отсоединять электроинструмент от электросети.

    4.1.48. Удалять пыль и стружку с верстака, оборудования или детали щеткой-сметкой или металлическим крючком.

    4.1.49. Использованный обтирочный материал убирать в специально установленные для этой цели металлические ящики и закрывать крышкой.

    4.1.50. Если на тело и средства индивидуальной защиты попал бензин или другая легковоспламеняющаяся жидкость, не подходить к источнику открытого огня, не курить и не зажигать спички.

    4.1.51. При работе с этилированным бензином или деталями двигателя, работающего на этилированном бензине, соблюдать следующие требования:

    обезвредить детали керосином;

    немедленно удалять пролитый бензин, а это место обезвреживать раствором хлорной извести;

    перелить этилированный бензин с помощью специального приспособления.

    4.1.52. Перемещать вывешенные на подъемно-транспортных механизмах агрегаты с помощью крюков и расчалок.

    выполнять работы под автомобилем или агрегатом, вывешенным только на подъемном механизме (кроме стационарных электроподъемников) без подставки козелков или других страхующих устройств;

    поднимать агрегаты при косом натяжении троса или цепи подъемного механизма, а также зачаливать агрегаты стропом, проволокой и т.п.;

    работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без специального инвентарного фиксирующего приспособления;

    использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора;

    работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;

    выполнять какие-либо работы на газовой аппаратуре или баллонах, находящихся под давлением;

    переносить электрический инструмент, держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся частей до их остановки;

    сдувать пыль и стружку сжатым воздухом, направлять струю воздуха на стоящих рядом людей или на себя;

    хранить на рабочем месте промасленные обтирочные материалы и хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;

    применять этилированный бензин для мытья деталей, рук и т.д.;

    засасывать бензин ртом через шланг;

    мыть агрегаты, узлы и детали и тому подобное легковоспламеняющимися жидкостями;

    загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и т.п.;

    хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов;

    выносить специальную одежду, загрязненную этилированным бензином, с предприятия, а также входить в ней в столовую и служебные помещения;

    применять приставные лестницы;

    выпускать сжатый газ в атмосферу или сливать сжиженный газ на землю;

    при открывании и закрывании магистрального и расходного вентилей применять дополнительные рычаги;

    использовать для крепления шлангов проволоку или иные предметы;

    скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги;

    использовать гайки и болты со смятыми гранями;

    держать мелкие детали руками при их сверлении;

    устанавливать прокладки между зевом ключа и гранями гаек, болтов, а также наращивать ключи трубами или другими предметами;

    применять сухую хлорную известь для обезвреживания листа, облитого этилированным бензином;

    вывешенные на подъемных механизмах агрегаты толкать или тянуть руками;

    работать при получении сигнала о перемещении конвейера.

    5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

    5.1. О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, слесарь должен немедленно сообщить работодателю, а пострадавшему оказать доврачебную помощь, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение.

    Если несчастный случай произошел с самим слесарем, он должен по возможности обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся работодателю или попросить сделать это кого-либо из окружающих.

    5.2. В случае возникновения пожара немедленно сообщить в пожарную охрану, работодателю и приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения.

    6. Требования безопасности по окончании работы

    По окончании работы слесарь обязан:

    6.1.1. Отключить от электросети электрооборудование, выключить местную вентиляцию.

    6.1.2. Привести в порядок рабочее место. Убрать приспособления, инструмент в отведенное для них место.

    6.1.3. Если автомобиль остается на специальных подставках (козелках), проверить надежность его установки. Запрещается оставлять автомобиль, агрегат вывешенным только подъемным механизмом.

    6.1.4. Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место. Своевременно сдавать специальную одежду и другие средства индивидуальной защиты в химчистку (стирку) и ремонт.

    6.1.5. Вымыть руки с мылом, а после работы с деталями и узлами двигателя, работающего на этилированном бензине, необходимо предварительно мыть руки керосином.

    6.1.6. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.