Руководства, Инструкции, Бланки

должностная инструкция водителя трамвая 2015

Категория: Инструкции

Описание

Должностная инструкция водителя трамвая

Должностная инструкция водителя трамвая

Должностная инструкция
водителя трамвая [наименование организации, предприятия и т. п.]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Водитель трамвая относится к категории технических исполнителей и подчиняется непосредственно [вписать нужное].

1.2. На должность водителя трамвая назначается лицо, имеющее профессиональную подготовку по установленной программе без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Назначение на должность водителя трамвая и освобождение от нее производится приказом руководителя предприятия.

1.4. Водитель трамвая должен знать:

- устройство, принцип действия и возможные неисправности трамвайных вагонов и их оборудования;

- правила дорожного движения, технической эксплуатации и пользования трамваями;

- особенности вождения трамваев в осенне-зимних условиях и порядок эксплуатации их на маршрутах с тяжелыми условиями движения;

- устройство компостеров и радиоустановки; инструкцию по экономии электроэнергии; периодичность осмотров и ремонтов трамваев;

- формы проездных билетов, порядок оформления проездной документации;

- профиль и особенности обслуживаемого маршрута;

- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

- приемы и методы оказания первой доврачебной медицинской помощи;

2. Должностные обязанности

Водитель трамвая выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Управление трамвайными составами, эксплуатируемыми в данном хозяйстве, с соблюдением расписания и правил безопасности движения.

2.2. Проведение сцепки вагонов.

2.3. Контроль за соблюдением правил посадки и высадки пассажиров, погрузкой и выгрузкой грузов.

2.4. Объявление с использованием радиоустановки остановочных пунктов и порядка оплаты проезда.

2.5. Выполнение подготовительных работ перед выездом на линию и после возвращения в парк.

2.6. Устранение возникших на линии простейших неисправностей подвижного состава.

2.7. Продажа абонементных книжек на остановочных пунктах.

2.9. Прохождение в установленном порядке медицинских осмотров с целью выявления заболеваний, несовместимых с обязанностями водителя трамвая.

2.10. [Вписать нужное].

Водитель трамвая имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по совершенствованию методов выполняемой им работы и повышения качества обслуживания пассажиров.

3.3. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

3.4. [Вписать нужное].

4. Ответственность

Водитель трамвая несет ответственность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба, - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.4. [Вписать нужное].

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа]

Руководитель структурного подразделения [инициалы, фамилия]

[число, месяц, год]

Видео

должностная инструкция водителя трамвая 2015:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    ОБЗОР ЗАРПЛАТ - Должностная инструкция водителя трамвая

    Должностная инструкция водителя трамвая

    Обеспечение безопасной перевозки пассажиров и соблюдение регулярности движения.

  • Явиться на работу не позднее указанного в наряде времени, пройти предрейсовый медицинский осмотр, предъявить диспетчеру трамвайного депо по выпуску удостоверение на право управления трамваем и книжку водителя, получить путевой лист, расписание движения, книгу трамвая, набор инструментов, диэлектрические перчатки и сигнальный жилет оранжевого цвета;
  • При работе без кондуктора дополнительно получить звукоусилительную установку, билетно-учетный лист, абонементные талоны и проездные билеты;
  • Проверить в книге трамвая наличие подписи мастера, подтверждающей, что трамвай технически исправен, чист и годен к эксплуатации на линии;
  • При наличии в книге трамвая заявок на неисправность отдельных узлов и агрегатов проверить наличие подписи мастера об их устранении. Если неисправности не устранены, сообщить об этом диспетчеру трамвайного депо по выпуску, дать повторную заявку. В дальнейшем действовать в соответствии с указаниями диспетчера по выпуску;
  • Проверить наличие действительного талона государственного технического осмотра ГИБДД, который храниться в книге трамвая, и полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;
  • При приемке трамвая проверить:
    - полноту и правильность экипировки;
    - внешнее и внутренне состояние кузова, качество уборки салона (уборка кабины трамвая производится водителем);
    - исправность запоров всех люков, кожухов и крышек;
    - наличие калиброванных предохранителей низковольтных и высоковольтных электрических цепей;
    - состояние токоприемника, контактной вставки;
    - состояние сцепных приборов;
    - регулировку всех видов тормозов;
    - исправность освещения салона, контрольной лампы (зуммера), ламп освещения подножек, в зимнее время — обогревов салона и кабины водителя, работу стеклообогревателя кабины;
    - работу сигнала, звонка из салона, фар, стоп-сигналов, габаритных фонарей, дверных механизмов, сигналов указателей поворотов, действие световых сигналов положения дверей салона, стеклоочистителей, песочниц, звукоусилительной установки;
    - исправность колесных пар (внешним осмотром);
    - напряжение аккумуляторной батареи;
    - правильность установки и исправность кресла водителя, зеркал заднего вида, солнцезащитного козырька;
    - на трамваях, работающих по системе многих единиц, исправность межвагонных соединений и сцепных приборов;
    - состояние предохранительной сетки;
    - наличие сухого песка в песочницах, двух противооткатных упоров (башмаков), двух порошковых или углекислотных огнетушителей (по одному в салоне и кабине), медицинской аптечки, знака аварийной остановки, буксировочной сцепки;
  • В случае обнаружения какой-либо неисправности водитель трамвая должен заявить об этом диспетчеру депо;
  • При отсутствии неисправностей водитель трамвая должен расписаться в путевом листе и книге трамвая о приемке трамвая в технически исправном состоянии;
  • Перед выездом из депо водитель трамвая должен поставить в кассету фамильную вставку, при бескассовом обслуживании установить код компостеров;
  • При выезде из депо проверить действие тормозов, песочниц, работу генератора, работу токоприемников при прохождении спецчастей контактной сети, убедиться в свободном ходе трамвая на выбеге, в отсутствии постороннего шума и стука. При выявлении неисправности водитель обязан остановить трамвай, сообщить об этом работнику, ответственному за выпуск, или линейному работнику службы движения и действовать по их указанию;
  • Проверка исправности перечисленных выше узлов и агрегатов, обеспечивающих безопасность движения, должна производиться водителем трамвая без пассажиров на участке пути, определенном приказом по организации городского электрического транспорта;
  • По прибытии на конечную станцию должен явиться к диспетчеру станции, предъявить ему удостоверение на право управления трамваем, книжку водителя, отправиться в рейс по маршруту согласно расписанию;
  • Во время работы на линии:
    - соблюдать правила дорожного движения;
    - строго выполнять расписание движения при обеспечении безопасности движения;
    - обеспечивать сохранность подвижного состава;
    - экономно расходовать электроэнергию;
    - культурно обслуживать пассажиров;
    - соблюдать правила техники безопасности;
    - после каждого оборотного рейса осматривать салон и технологические отсеки трамвая с целью выявления посторонних предметов;
    - соблюдать правила технической эксплуатации трамвая;
    - соблюдать инструкцию по бескондукторному обслуживанию;
  • Производить остановку трамвая на всех остановочных пунктах маршрута, независимо от наполнения салона;
  • При задержке трамвая в пути (скоплении транспорта, неисправности контактной сети или трамвайного пути, сходе трамвая с рельсов), аварии, дорожно-транспортном происшествии немедленно сообщить о происшедшем линейному работнику службы движения, а при его отсутствии — старшему (центральному) диспетчеру, указав причину задержки, инвентарный номер трамвая, маршрут следования и место стоянки;
  • При управлении трамваем соблюдать следующие правила:
    - пуск и разгон производить плавно без рывков, равномерно переводя контроллер водителя с первой на последующие позиции;
    - не допускать продолжительной езды на маневровой позиции контроллера водителя во избежание перегрева пусковых резисторов;
    - служебное торможение следует осуществлять плавно, максимально используя выбег;
    - во избежание порчи электродвигателей, карданного вала и редуктора запрещается производить торможение переводом реверсора контроллера водителя в положение "назад";
    - при исчезновении напряжения в контактной сети немедленно отключить контроллер и остановить трамвай;
  • При подъезде к остановочному пункту обязан:
    - снизить скорость движения с таким расчетом, чтобы остановка трамвая была произведена плавно;
    - произвести остановку так, чтобы передняя площадка вагона находилась против указателя остановки;
    - объявить название остановочного пункта;
    - после полной остановки трамвая открыть двери для высадки и посадки пассажиров;
  • На остановочном пункте следить за выходом и входом пассажиров, по возможности не допуская посадки через переднюю дверь лиц, не имеющих на это право;
  • Следить за наполнением трамвая в пределах установленной нормы и предупреждать пассажиров об окончании посадки при полном наполнении салона трамвая. Водитель трамвая при необходимости должен осуществлять продажу пассажирам абонементных талонов и проездных билетов только на остановочном пункте;
  • Перед отправлением с остановочного пункта:
    - объявить пассажирам об окончании посадки "Осторожно, двери закрываются";
    - закрыть двери салона;
    - объявить название следующего остановочного пункта;
    - убедившись, что все двери закрыты и нет опасности для начала движения, плавно тронуться с места;
  • Останавливать трамвай:
    - на остановочных пунктах маршрута следования;
    - на остановочных пунктах при следовании нулевым рейсом;
    - при запрещающем сигнале светофора или регулировщика дорожного движения;
    - при угрозе наезда или столкновения;
    - при пропуске транспортных средств, подающих специальные звуковые и световые сигналы, шествий воинских частей, группы детей, пешеходов с ограниченным зрением;
    - по требованию работников ГИБДД, работников службы движения и ревизоров по безопасности движения;
    - при наличии препятствий для движения;
    - при внезапном толчке, стуке;
    - при тревожных сигналах кондуктора, пассажиров и пешеходов;
    - если на междупутье при встречном движении трамваев оказался пешеход;
    - при отрыве или резком колебании провода контактной сети;
    - при обнаружении повреждений рельсового пути.
    - экстренным торможением в случаях, угрожающих безопасности движения или жизни людей;
  • Скорость движения в пути следования и дистанция между трамваем и впереди идущим транспортом выбирается в зависимости от сложившейся ситуации, но при всех условиях должны соответствовать правилам дорожного движения и правилам технической эксплуатации трамвая;
  • При недостаточной видимости (менее 300 м) двигаться с максимальной осторожностью и пониженной скоростью (не более 5 км/час), обеспечивающей безопасность движения;
  • В туман, ливень, град, метель, снегопад (если видимость более 30 м) включить фары, габаритные фонари и все группы освещения салона трамвая и двигаться со скоростью, обеспечивающей безопасность движения, подавая короткие звуковые сигналы;
  • При видимости менее 30 м прекратить движение;
  • При приближении к сходной стрелке двух трамваев преимущественным правом проезда пользуется трамвай, следующий с правой (по ходу движения) стороны;
  • В случае необходимости выйти из трамвая (на конечной станции или в пути) водитель трамвая обязан затормозить его стояночным тормозом, убедиться, что трамвай удерживается на месте, выключить все высоковольтные и низковольтные цепи, поставить вал реверсора контроллера в положение "0", снять и взять с собой ручку контроллера водителя (где это предусмотрено конструкцией трамвая), одеть сигнальный жилет, закрыть кабину и выйти из трамвая;
  • На уклоне поставить противооткатный упор под колесо вагона со стороны уклона. Оставлять трамвай на уклонах без надзора водителю трамвая запрещается;
  • В осенне-зимний период эксплуатации, во избежание юза:
    - особенно внимательно вести поезд с учетом возможности торможения в связи с внезапным появлением препятствий на пути следования и увеличением тормозного пути;
    - подъезжать к остановке выбегом, не допуская резкого торможения, могущего привести к возникновению юза;
  • При возникновении юза в процессе торможения немедленно растормозить трамвай с таким расчетом, чтобы колеса начали вращаться, а затем начать вновь плавное торможение с подачей песка на рельсы;
  • При проезде участков трамвайных путей, залитых водой или покрытых мокрым снегом, не превышать скорость движения выше 5 км/час. Если уровень воды или мокрого снега над головкой рельса превышает 100 мм, движение трамвая прекращается, о чем немедленно сообщается старшему (центральному) диспетчеру;
  • При проезде спецчастей контактной сети соблюдать следующие правила:
    - снизить скорость до пределов, обеспечивающих безопасность движения;
    - при проезде секционных изоляторов и других обесточенных участков контактной сети быстро отключить контроллер для получения выбега, затем, определив по контрольной лампе или сигналу зуммера, что обесточенный участок пройден, быстро установить контроллер в положение, соответствующее достигнутой в указанный момент скорости движения;
    - не допускать остановки поезда на обесточенных участках контактной сети;
    - проходить линейный контакт автоматической стрелки при левом направлении движения при включенных двигателях, при правом направлении — выбегом.
  • При обрыве контактного провода сообщить об этом старшему (центральному) диспетчеру, обеспечить вызов бригады скорой технической помощи и находиться до ее прибытия около провода (не ближе чем за 5 метров), не касаться и не подпускать к нему людей и предупреждать об опасности водителей проходящего транспорта;
  • При обнаружении неисправностей контактной сети (вышел провод из зажима и т.п.) остановить трамвай и предупредить водителя сзади идущего трамвая о наличии неисправности. Только после этого он может следовать дальше, а водитель следующего трамвая поступает аналогичным образом. О неисправности контактной сети сообщить ближайшему работнику службы движения, а при его отсутствии — диспетчеру конечной станции;
  • В случае короткого замыкания, вспышки в кабине или салоне немедленно остановить трамвай, затормозить его стояночным тормозом, отключить все электрооборудование, поставить реверсор в положение "0", вынуть ручку контроллера (где это предусмотрено конструкцией), принять меры к высадке пассажиров, предупредив их о соблюдении осторожности при выходе, оттянуть токоприемники от контактного провода и приступить к ликвидации огня;
  • При дорожно-транспортном происшествии действовать в соответствии с требованиями правил дорожного движения, а также:
    - немедленно остановить (не трогать с места) трамвай;
    - включить аварийно-световую сигнализацию;
    - выставить знак аварийной остановки;
    - не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
    - принять возможные меры по оказанию доврачебной медицинской помощи пострадавшим;
    - вызвать "Скорую медицинскую помощь", а в экстренных случаях принять меры к отправке пострадавших в лечебное учреждение;
    - освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части необходимо зафиксировать в присутствии свидетелей положение трамвая, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
    - сообщить о случившемся в ГИБДД и старшему (центральному) диспетчеру или линейному работнику службы движения;
    - записать фамилии и адреса очевидцев;
    - ожидать прибытия сотрудников ГИБДД и работников ревизорского аппарата или службы движения;
  • При вынужденной остановке на железнодорожном переезде немедленно высадить пассажиров и принять меры для освобождения переезда;
  • Одновременно:
    - при имеющейся возможности послать двух человек вдоль железнодорожных путей в обе стороны от переезда на 1000 метров (если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив им правила подачи сигнала остановки машинисту приближающегося поезда;
    - остановиться возле трамвая и подавать сигналы общей тревоги;
    - при появлении поезда бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки;
  • В случае схода трамвая с рельсов обязан высадить пассажиров и сообщить о случившемся линейному работнику службы движения или старшему (центральному) диспетчеру. До прибытия бригады скорой технической помощи запрещается самостоятельно производить постановку трамвая на рельсы;
  • При вынужденной остановке трамвая в тоннеле, под мостом, эстакадой или путепроводом водитель трамвая должен высадить пассажиров, включить аварийную световую сигнализацию, а при ее неисправности или отсутствии на расстоянии 25 —30 метров позади трамвая установить знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь;
  • При обнаружении в пути неисправности, препятствующей нормальной работе трамвая, принять меры к ее устранению;
  • При невозможности устранить неисправности на месте обеспечить постановку трамвая на запасной путь своим ходом или на буксире;
  • Постановка трамвая на запасной путь производится водителем трамвая без пассажиров;
  • После установки трамвая на запасной путь затормозить трамвай стояночным тормозом, выключить все высоковольтное и низковольтное оборудование, поставить вал реверсора контроллера в положение "0" и передать рукоятку реверсора слесарю, производящему ремонт, опустить токоприемник. После ремонта слесарь передает рукоятку реверсора контроллера лично водителю трамвая, что означает окончание ремонта;
  • Сцепка трамваев на линии разрешается только водителю буксируемого трамвая в строгом соответствии с инструкцией по сцепке и буксировке трамвайных вагонов.
  • При остановке поезда на обесточенном участке контактной сети (изоляторе, крестовине) трамвай должен подаваться вперед буксировкой;
  • Подачу трамвая задним ходом водитель трамвая может производить только после того, как лично убедится в безопасности этого маневра;
  • Выполнять следующие работы по ремонту трамвая на линии без вызова бригады скорой технической помощи:
    - смену предохранителей (с оттянутыми токоприемниками, в диэлектрических перчатках);
    - устранение неисправностей дверей (заедание);
    - регулирование работы стеклоочистителей (без разборки);
  • В течение смены обязан:
    - производить осмотр трамвая, проверяя внешний вид;
    - проверять тормозную систему, сцепные приборы, колесные пары, токоприемники;
    - поддерживать чистоту номерных знаков;
    - поддерживать чистоту в кабине;
    - заменять маршрутные указатели при переходе на другой маршрут;
    - при бескондукторной работе производить очистку подножек ото льда и снега;
    - при бескассовом обслуживании менять кодировку компостеров;
  • Водитель, сдающий трамвай, обязан сообщить сменяющему его водителю:
    - о техническом состоянии трамвая и всех случаях неисправности и повреждений, которые имели место в течение смены;
    - о полученных распоряжениях, в частности о режиме движения трамвая;
    - о состоянии пути и контактной сети;
  • Приемка трамвая оформляется подписью водителя трамвая в книге поезда и путевом листе;
  • Водитель трамвая может следовать в депо только после соответствующего оформления путевого листа диспетчером конечной станции по маршруту, указанному в расписании (кроме аварийного случая и возврата по технической неисправности с линии, что оформляется согласно пункту 40 настоящей Инструкции);
  • Перед въездом на территорию депо водитель трамвая обязан остановить трамвай и убедиться, что в нем нет посторонних лиц;
  • По прибытии в депо водитель трамвая обязан предъявить трамвай приемщику для осмотра его состояния, сделать соответствующую отметку в путевом листе и по указанию приемщика (диспетчера депо) поставить трамвай на отстой или передать водителю-перегонщику;
  • При постановке трамвая на отстой водитель трамвая обязан:
    - затормозить его стояночным тормозом;
    - перевести реверсор контроллера в положение "0" и снять рукоятку (где это предусмотрено конструкцией);
    - выключить высоковольтные и низковольтные электрические цепи, опустить токоприемник и надежно его закрепить;
    - закрыть дверь кабины водителя;
    - при наличии уклона поставить под колесо со стороны уклона противооткатный упор (башмак);
    - закрыть все окна и двери салона;
    - спустить конденсат из пневмосистемы (при наличии пневмооборудования);
    - сделать запись в книге поезда о наличии или отсутствии неисправностей (при наличии повторных заявок — запись в книгу повторных заявок);
    - сдать диспетчеру депо книгу поезда, расписание движения, путевой лист;
    - сдать в инструментальную закрепленный за трамваем инструмент;
    - при бескондукторной работе сдать дежурным кассирам выручку от продажи билетов, билетно-учетный лист и остаток проездных билетов и абонементных талонов.

    Требования к опыту и квалификации:

    Водитель трамвая относится к категории вспомогательного персонала;

    На должность водителя трамвая назначается лицо, имеющее права необходимой категории и опыт управления трамваем.

    Должен знать:
  • свою должностную инструкцию;
  • правила дорожного движения;
  • правила технической эксплуатации трамвая;
  • правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок до 1000 В;
  • инструкцию о порядке допуска персонала к работе при эксплуатации электроустановок;
  • инструкции по технике безопасности и противопожарной защите;
  • систему технического обслуживания и ремонта трамваев;
  • устройство, принцип действия и возможные неисправности обслуживаемых трамваев и их оборудования;
  • способы выявления и устранения неисправностей, возникающих во время движения;
  • порядок вызова технической помощи, подачи заявок на ремонт трамваев и оформления возврата трамвая в трамвайное депо по технической неисправности;
  • инструкцию по производству маневровых работ на территории трамвайного депо;
  • инструкцию по сцепке и буксировке трамваев;
  • инструкцию о порядке эксплуатации подвижного состава на участках с тяжелыми условиями движения;
  • правила пользования трамваем;
  • способы связи с оперативным персоналом службы движения и трамвайного депо;
  • схемы маршрутов;
  • профиль и особенности пути обслуживаемого маршрута;
  • расположение конечных станций маршрутов;
  • особенности вождения трамваев в осенне-зимних условиях;
  • порядок действия работников городского электрического транспорта в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и угрозы террористических актов;
  • режимы труда и отдыха водителей трамвая;
  • порядок прохождения предрейсовых медосмотров;
  • методы экономии электроэнергии;
  • порядок оформления поездной документации;
  • положение о книжке водителя;
  • действующие формы оплаты проезда;
  • существующие формы проездных билетов;
  • устройство компостеров, звукоусилительной установки;
  • приказы, распоряжения и другие нормативные акты, относящиеся к работе водителя трамвая;
  • правила внутреннего трудового распорядка организации городского электрического транспорта.

    Водитель трамвая
  • Скачать Должностная инструкция водителя трамвая

    Инструкция определяет права и обязанности водителя трамвая.

    1 Общие положения
    2 Водитель должен знать
    3 Обязанности
    4 Общие требования безопасности
    5 Водителю трамвая запрещается
    6 Водитель трамвая имеет право
    7 Ответственность водителя трамвая
    8 Оценка работы водителя
    9 Перечень приложений
    Приложение 1. Подготовка и повышение квалификации водителей
    Приложение 2. Обязательство
    Приложение 3. Инструкция по эксплуатации трамвая
    Приложение 4. Перечень обязательных объявлений при работе с микрофоном
    Приложение 5. Памятка водителю по работе с автоинформатором
    Приложение 6. Инструкция водителя при работе на подвижном составе, оборудованном автоматизированной системой контроля проезда (АСКП)
    Приложение 7. Инструкция по сцепке и буксировке трамвайных вагонов
    Приложение 8. Правила пользования наземным городским пассажирским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве
    Приложение 9. Правила по охране труда на городском электротранспорте
    Приложение 10. Типовая инструкция по охране труда для водителя трамвая, работающего на регулярных городских линиях
    Приложение 11. Инструкция по контролю за работой водителя на линии, учету и оценке рейсов
    Приложение 12. Памятка водителю транспортного средства ГУП "Мосгортранс" по предупреждению террористических актов на подвижном составе
    Приложение 13. Порядок действий при возникновении дорожно-транспортного происшествия
    Приложение 14. Правила проезда стрелочных переводов трамвая
    Приложение 15. Рекомендации по рациональному расходованию электроэнергии
    Приложение 16. Рекомендации по отоплению салона
    Приложение 17. Требования по противопожарной безопасности
    Приложение 18. Правила медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов
    Приложение 19. Инструкция о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств

    10.11.2003 ГУП Мосгортранс