Руководства, Инструкции, Бланки

Должностная Инструкция Слесарь Судоремонтник

Категория: Инструкции

Описание

Должностная инструкция слесарь судоремонтник

ЕТКС. Слесарь-судоремонтник (3-й разряд)

Характеристика работ. Слесарная обработка деталей и изделий по 9 - 11 квалитетам (4 - 3 классам точности). Выполнение слесарных операций при демонтаже, ремонте и монтаже нецентруемых вспомогательных и палубных (без привода и с приводом) механизмов, демонтаже и разборке теплообменных аппаратов. Заточка применяемого инструмента. Дефектация, ремонт, сборка, монтаж арматуры (кроме специальных систем: гидравлики, воздуха высокого давления, главного и вспомогательного пара и т.д.) диаметром до 108 мм и давлением до 1,5 МПа (15 кгс/кв. см). Гидравлические испытания арматуры трубопроводов и систем на судне давлением до 1,5 МПа (15 кгс/кв. см). Демонтаж вспомогательных и утилизационных котлов; валопроводов, подшипников, гребных винтов при диаметре вала до 100 мм, оборудования холодильных установок, паровых машин мощностью до 225 кВт (300 л.с.). Демонтаж судовых дизелей с диаметром цилиндра до 175 мм. Запрессовка деталей на гидравлических, винтовых механических прессах, с помощью приспособлений диаметром до 80 мм. Снятие размеров с несложных деталей, составление эскизов.

Должен знать: назначение и устройство основных сборочных единиц и деталей судовых силовых установок (дизелей, паровых машин, турбин); устройство и правила эксплуатации вспомогательных судовых механизмов, устройств, технические условия на их ремонт; способы разметки деталей; устройство и назначение пневматического и электрического инструмента; нормали, отраслевые и государственные стандарты; допуски, посадки, квалитеты и параметры шероховатости; назначение и правила применения специальных приспособлений и контрольно-измерительного инструмента; правила чтения чертежей средней сложности; принцип действия главных турбозубчатых агрегатов, типы турбин, их принципиальное отличие.

1. Агрегат рыбопосольный, машины сететрясные - демонтаж, разборка.

2. Аппараты вакуум-сушильные, редукторы технологического оборудования, морозильные тележки, рыборезка - разборка, дефектация, ремонт, монтаж.

3. Аппараты теплообменные - демонтаж, разборка.

4. Арматура систем вентиляции и кондиционирования - демонтаж.

5. Баллоны - демонтаж.

6. Брашпили, шпили, лебедки электрические и паровые - демонтаж, ремонт тормозных устройств и ручных приводов.

7. Валы гребные - покрытие эпоксидным составов без стеклоткани.

8. Водоуказатели уровня (кроме паровых котлов) - снятие, ремонт, установка, испытание.

9. Воздухоохладители, маслоохладители, реле давления, распределители - демонтаж, разборка.

10. Детали с диаметром до 80 мм (втулки, пальцы, подшипники и т.п.) - выпрессовка и запрессовка на гидравлических, винтовых механических прессах и методом холода.

11. Домкраты гидравлические, подшипники монтажные - демонтаж, разборка.

12. Дорога подвесная - разборка, дефектация, ремонт.

13. Заглушки для отверстий в корпусах турбин, судовых дизелей, механизмов, редукторов - установка.

14. Каретка веероукладчика траловой лебедки - дефектация, ремонт, сборка, установка.

15. Клапаны впускные, выпускные с приводами - демонтаж, разборка.

16. Коллекторы водяные (впускные, выпускные) без компенсаторов - демонтаж, ремонт, сборка, монтаж; с компенсаторами - демонтаж, разборка.

17. Корпус турбины - очистка, промывка, обмазка графитовой массой.

18. Крышки смотровых лючков, горловин, цистерн, шпигаты - установка.

19. Маслоуказатели, маслопроводы принудительной смазки - ремонт, установка.

20. Машины рулевые, турбокомпрессоры, шпили, брашпили и др. вспомогательные механизмы - расконсервация, консервация.

21. Машины сетевыборочные - демонтаж, ремонт, монтаж.

22. Механизмы навесные судовых дизелей и турбин - демонтаж, разборка.

23. Механизмы палубные ручные - ремонт, монтаж.

24. Механизмы судовые бытового назначения (стиральные машины, центрифуги, картофелечистки, тестомешалки) - демонтаж, разборка.

25. Насосы мокровоздушные, скальчатые навесные - демонтаж, разборка.

26. Оборудование технологическое (головорубочные, шкуросъемные и моечные машины; рыбомучные, рыбоконсервные и жиротопные установки; транспортеры и трюмные элеваторы) - демонтаж, разборка.

27. Планки, таблички отличительные - изготовление, установка.

28. Плиты, трапы машинно-котельного отделения - установка.

29. Приводы управления арматурой или оборудованием (трубы, кронштейны путевые, муфты шарнирные и т.д.) - изготовление, монтаж.

30. Прокладки овальные, фигурные из любого материала - изготовление, установка.

31. Рамы фундаментные, крышки цилиндров, поршни с шатунами судовых дизелей с диаметром цилиндра до 175 мм - демонтаж.

32. Сальники дейдвудные, переборочные при диаметре вала до 100 мм - переборка, замена набивки.

33. Турбокомпрессоры - демонтаж.

34. Фильтры масляные, топливные, воздушные, водяные, коробки грязевые, оборудование санитарно-техническое - ремонт, сборка, монтаж.

35. Щиты картерные - установка.

Видео

должностная инструкция слесарь судоремонтник:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Слесарь-судоремонтник должностная инструкция

    Слесарь-судоремонтник должностная инструкция

    Характеристика работ. Слесарная обработка деталей и изделий по 11-12 квалитетам (5-4 классам точности). Выполнение слесарных операций при разборке и сборке неответственных узлов, нецентруемых вспомогательных механизмов и палубных (без привода) механизмов, теплообменных аппаратов. Заточка применяемого инструмента (кроме сверл). Разметка простых деталей. Демонтаж арматуры, не подлежащей восстановлению. Расконсервация, промывка, обезжиривание и наружная консервация вспомогательных механизмов, оборудования. Очистка коллекторов, ресиверов. Работа с пневматическим и электрическим инструментом. Выполнение работ при разборке, ремонте, сборке и монтаже нецентруемых вспомогательных и палубных механизмов, теплообменных аппаратов, при демонтаже судовых дизелей, валопроводов, устройств под руководством слесаря-судоремонтника более высокой квалификации. Подготовка ответственных деталей к транспортировке (установка заглушек, наконечников, предохранительных колпачков и т.п.).

    Должен знать: назначение и принцип действия вспомогательных и палубных механизмов и устройств, последовательность проведения демонтажа, ремонта и монтажа их; квалитеты и параметры шероховатости; правила и приемы пользования пневматическим и электрическим инструментом; основные марки сталей и цветных сплавов, применяемых в судоремонте; правила слесарной обработки деталей и сборки простых узлов; способы расконсервации и консервации деталей и узлов, марки и назначение консервирующих материалов; пользование простыми приспособлениями и контрольно-измерительным инструментом; чтение несложных чертежей.

    1. Баки расходные, топливные, масляные - демонтаж, разборка.

    2. Болты, гайки - опиливание, рубка, прорезание резьбы.

    3. Головки вентиляционные и каютные вентиляторы - снятие, ремонт, установка.

    4. Детали главных судовых силовых установок - консервация для длительного хранения.

    5. Детали - рубка при помощи пневматического инструмента.

    6. Дизели судовые, паровые машины, турбины - очистка деталей и узлов от накипи, нагара.

    7. Иллюминаторы - снятие.

    8. Каретка веероукладчика траловой лебедки - демонтаж, разборка.

    9. Клапаны вентиляции и аварийные захлопни - демонтаж, разборка.

    10. Кожух-обтекатель пера руля - снятие.

    11. Кронштейны простые, скобы, планки - изготовление, установка.

    12. Крышки смотровых люков - снятие.

    13. Маслоуказатели, маслопроводы принудительной смазки - снятие, разборка.

    14. Механизмы палубные ручные (шпили, лебедки грузовые, шлюпочные, кран-балки, вьюшки и т.д.) - демонтаж. На http://www.massag24.ru салон ЧЕ эротический массаж.

    15. Обшивка вспомогательных и утилизационных котлов, механизмов, оборудования - демонтаж.

    16. Планки и таблички отличительные - снятие.

    17. Планки киповые - ремонт роульсов.

    18. Плиты, трапы машинно-котельного отделения - снятие.

    19. Прокладки простой конфигурации из листового материала (резина, парусина, паронит, фибра и т.п.) - изготовление, установка.

    20. Протекторы вспомогательных механизмов и теплообменных аппаратов - замена.

    21. Решетки шпигатов - изготовление.

    22. Трубопровод охлаждения, воздушный, масляный судовых дизелей, турбонасосов, рулевых машин - разборка.

    25. Фильтры масляные, топливные, воздушные, водяные, коробки грязевые, оборудование санитарно-техническое - демонтаж, разборка.

    24. Шнеки горизонтальные и наклонные, шкивы, транспортеры ленточные (без редукторов) - демонтаж, разборка.

    25. Шпильки диаметром до 16 мм - высверливание.

    26. Щиты картерные - снятие.

    Используя информацию данной статьи и методику создания должностной инструкции. разработайте должностную инструкцию. Для оценки Вашей работы, создайте тему на форуме. Мы всегда поможем и оценим.

    Интересное

    Инструкция по охране труда для слесаря-судоремонтника

    Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для слесаря-судоремонтника.

    1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

    1.1. К работе в качестве слесаря-судоремонтника допускаются мужчины, достигшие 18 лет, имеющие квалификационный разряд, прошедшие медицинский осмотр, вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, обучение и стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда.
    1.2. Не реже 1 раза в квартал слесарь-судоремонтник обязан проходить повторный инструктаж по охране труда, не реже 1 раза в год – очередную проверку знаний требований охраны труда, периодический медосмотр – в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития от 12 апреля 2011 г. № 302н.
    1.3. В процессе работы слесарь-судоремонтник может контактировать с опасными и вредными производственными факторами:
    — при работе в цехе – шум, локальная вибрация, подвижные части оборудования;
    — при работе на судне, в доке – неблагоприятные метеофакторы, шум, вибрация, вредные вещества воздуха рабочей зоны, возможность падения с высоты.
    1.4. Контакт с опасными и вредными производственными факторами может приводить к травмам или к развитию различных профессиональных заболеваний с поражением сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, печени, почек и др.
    1.5. При выполнении работы, в соответствии с видом опасных и вредных производственных факторов, слесарь обязан пользоваться средствами индивидуальной защиты (спецодеждой, спецобувью и предохранительными приспособлениями: очками, наушниками и др.) с обязательным выполнением правил личной гигиены.
    1.6. Спецодежда должна быть чистой, исправной, застегнутой на все пуговицы. Спецобувь должна быть зашнурована.
    1.7. При нахождении на судах, в доках, на причалах ношение защитной каски с застегнутым подбородочным ремешком обязательно.
    1.8. При выполнении порученной работы слесарь-судоремонтник не должен покидать свое рабочее место без разрешения мастера или принимать участие в производстве работ, ему не порученных. Во время работы не разрешается курить и принимать пищу.
    1.9. При нахождении на территории предприятия (судоремонтного завода) запрещается:
    — ходить по проезжей части дороги и железнодорожному полотну;
    — переходить железнодорожные пути вблизи движущегося состава;
    — пролезать под вагонами и через автосцепку стоящего состава;
    — проходить через зону работы грузоподъемных кранов во время производства грузовых работ.
    1.10. При нахождении на судне запрещается:
    — спускаться или входить в трюмы и отсеки судна без разрешения мастера и без сообщения об этом вахтенному помощнику капитана;
    — входить в неосвещенные трюмы и другие судовые помещения;
    — ходить по бимсам, флорам и стрингерам без надежного настила;
    — снимать, переставлять ограждения, знаки и другие устройства, обеспечивающие безопасность работ;
    — становиться или садиться на комингсы открытых трюмов, фальшборт, ограждения, кнехты, прыгать с причала на судно и обратно;
    — работать у неогражденных или незакрытых горловин и проемов;
    — находиться в местах производства судовых работ лицам, не участвующим в работе;
    — курить, пользоваться открытым огнем, выбрасывать за борт горящие и тлеющие предметы (окурки и др.);
    — производить огневые работы в закрытых помещениях без принудительной вентиляции;
    — передвигаться по судовым трапам не держась за поручни, спускаться или подниматься по вертикальным трапам, если руки заняты инструментом.
    1.11. Инструмент нужно опускать (поднимать) на растительном конце.
    1.12. Перед спуском в люк необходимо проверить, что крышка его закреплена в открытом положении.
    1.13. Наряду с требованиями настоящей инструкции слесарь-судоремонтник должен соблюдать:
    — требования, изложенные в тарифно-квалификационных характеристиках, предъявляемые к уровню теоретических и практических знаний работающего соответствующей квалификации;
    — технологический процесс выполняемой работы;
    — правила технической эксплуатации оборудования, приспособлений, инструмента, при помощи которых он работает или которые обслуживает;
    — правила внутреннего трудового распорядка.
    1.14. Обо всех замеченных неисправностях оборудования, устройств слесарь-судоремонтник должен немедленно сообщить мастеру.
    1.15. При выполнении вручную вспомогательных операций разрешается мужчинам переносить груз весом до 20 кг. В остальных случаях груз должен перемещаться с помощью механизмов и приспособлений.
    1.16. К производству работ с помощью грузоподъемных машин, управляемых с пола, и подвешиванию груза на крюк этих машин рабочие допускаются после инструктажа и проверки навыков по управлению машинами и застропке грузов.
    1.17. Слесарь-судоремонтник должен знать правила оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях и уметь ее оказывать.
    1.18. При несчастных случаях необходимо оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача и сообщить о случившемся мастеру, по возможности сохранив обстановку на месте происшествия для расследования.
    1.19. Требования Инструкции по охране труда являются обязательными для работника. Невыполнение этих требований рассматривается как нарушение трудовой дисциплины.

    2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

    2.1. При выполнении опасных, незнакомых или редко выполняемых работ слесарь должен получить целевой инструктаж по безопасности труда от мастера.
    2.2. При нахождении на ремонтируемом судне слесарь должен ознакомиться со схемой путей эвакуации из различных помещений и отсеков при возникновении аварийных ситуаций.
    2.3. Перед началом работ необходимо привести в порядок рабочую одежду, подготовить исправные индивидуальные средства защиты, осмотреть оборудование, грузоподъемные средства и инструмент, определить их исправность и готовность к исполнению.
    2.4. Место производства работ должно быть хорошо освещено и содержаться в чистоте и порядке. Проходы должны быть свободными, пол (палуба), плиты настила — чистыми и сухими. Пол на рабочем месте у верстака должен быть покрыт решеткой.
    2.5. Поверхность верстака должна быть обита ровным железом. Над верстаком должно быть оборудовано местное низковольтное освещение.
    2.6. Ручной, механизированный инструмент и технологическую оснастку слесарь должен получать в специальных пунктах (кладовых) через ответственное лицо, осуществляющее хранение, прием, выдачу, испытание, регистрацию, осмотр и контроль за соответствием инструментов и приспособлений требованиям безопасности.
    2.7. Ручной инструмент и приспособления должны быть исправны и отвечать следующим требованиям:
    — напильники, рашпили, шаберы, молотки и кувалды должны быть прочно насажены на деревянные ручки соответствующих размеров;
    — бойки молотков и кувалд не должны иметь наклепа, поверхность бойка должна быть слегка выпуклой;
    — инструменты для рубки и пробивки металла (зубила, крейцмейсели, бородки, просечки и др.) не должны иметь наклепа и трещин, режущая кромка должна быть без повреждений, боковые грани — без острых кромок и заусениц, длина инструмента должна быть не менее 150 мм, а при работе кувалдами они должны иметь рукоятки длиной не менее 700 мм;
    — гаечные ключи должны быть с неразработанными губками, с исправным раздвижным механизмом и соответствовать размеру без применения прокладок. Применять гаечные ключи и другие предметы для увеличения рычага запрещается;
    — режущий инструмент должен быть правильно заточен. Хвостовики и посадочные места инструмента не должны иметь повреждений. Пилы должны быть правильно разведены, не иметь трещин и других дефектов;
    — тиски должны быть хорошо закреплены на верстаке, губки тисков и струбцин должны иметь хорошую (несработанную) насечку;
    — струбцины и ручные домкраты должны иметь исправную резьбу ходовых винтов и клеймо ОТК с указанием даты проверки и допустимой нагрузки;
    — на тельфере и талях должны быть надписи о допустимой грузоподъемности и дате очередного испытания;
    — воздушные шланги пневматического инструмента должны быть без повреждений, надежно закреплены на штуцере, соединены между собой при помощи заершенных ниппелей и закреплены хомутиками;
    — зачистные электрические и пневматические машинки должны иметь предохранительные кожухи.
    2.8. Переносные светильники должны быть заводского исполнения, напряжением не более 42 В. В закрытых отсеках, холодильниках, сырых помещениях, внутри картеров двигателей, котлов, корпусов турбин должны применяться только светильники напряжением не выше 12 В.
    2.9. Перед началом работы на станках необходимо проверить:
    — исправность частей и механизмов, надежность крепления режущего инструмента (внешним осмотром);
    — наличие и прочность крепления ограждений и защитных устройств;
    — действие органов управления и тормозов, работы на холостом ходу.
    2.10. Заточные станки должны иметь исправные круги, помещенные в защитные кожухи, прозрачные экраны, подручники и быть оборудованы пылеулавливающими устройствами. Зазор между кругом и подручником не должен превышать 3 мм.
    2.11. Электроинструмент должен иметь целый шланговый провод с штепсельной вилкой, изоляция провода не должна иметь повреждений, клеммы подключения проводов должны быть надежно закрыты. При работе электроинструментом с напряжением свыше 36 В необходимо пользоваться диэлектрическими перчатками, резиновыми ковриками (галошами).
    Электроинструмент должен быть проверен на отсутствие замыкания на корпус.
    2.12. Приступать к работе на лесах, подмостях, настилах и площадках можно только с разрешения мастера после проверки их прочности и наличия ограждения.
    2.13. Для переноски к месту работы ручного инструмента используется специальный ящик или сумка. Переносить инструмент в карманах не разрешается. Ящик (сумку) с инструментом следует опускать в трюм или отсек на растительном конце. При работах на высоте, на решетках, настилах рештований и т.п. инструмент и крепеж должны храниться в ящиках или сумках.
    2.14. Инструмент, приспособления, необходимый материал и детали для работы должны располагаться в удобном и безопасном для пользования порядке.
    2.15. Для проведения огневых работ на судах необходимо иметь письменное разрешение пожарной охраны.

    Должностная инструкция слесарь судоремонтник

    Слесарь-судоремонтник

    8 декабря 2014 г.

    Реестр трудовых функций

    Выполнение простых слесарных операций при ремонте и обслуживании установленного на судах и плавучих конструкциях оборудования, агрегатов, приборов, систем, машин и механизмов
    Выполнение простых подготовительных и вспомогательных слесарных операций при ремонте и обслуживании установленного на судах и плавучих конструкциях оборудования, агрегатов, приборов, систем, машин и механизмов
    2
    Проведение простых слесарных операций при дефектации, ремонте, регулировке, наладке установленного на судах и плавучих конструкциях оборудования, агрегатов, приборов, систем, машин и механизмов
    2
    Выполнение простых слесарных операций при демонтаже, разборке, разметке, монтаже, сборке установленного на судах и плавучих конструкциях оборудования, агрегатов, приборов, систем, машин и механизмов
    2
    Выполнение слесарных операций средней сложности при ремонте и обслуживании установленного на судах и плавучих конструкциях оборудования, агрегатов, приборов, систем, машин и механизмов
    Выполнение подготовительных и вспомогательных слесарных операций средней сложности при ремонте и обслуживании установленного на судах и плавучих конструкциях оборудования, агрегатов, приборов, систем, машин и механизмов
    3
    Проведение дефектации, ремонта, регулировки, наладки средней сложности установленного на судах и плавучих конструкциях оборудования, агрегатов, приборов, систем, машин и механизмов
    3
    Выполнение слесарных операций средней сложности при демонтаже, разборке, разметке, монтаже, сборке установленного на судах и плавучих конструкциях оборудования, агрегатов, приборов, систем, машин и механизмов
    3
    Гидравлические испытания арматуры трубопроводов и систем на судне давлением до 15 кгс/см2
    3
    Выполнение сложных слесарных операций при ремонте и обслуживании установленного на судах и плавучих конструкциях оборудования, агрегатов, приборов, систем, машин и механизмов
    Выполнение сложных подготовительных и вспомогательных слесарных операций при ремонте и обслуживании установленного на судах и плавучих конструкциях оборудования, агрегатов, приборов, систем, машин и механизмов
    3
    Проведение сложных операций при дефектации, ремонте, регулировке, наладке установленного на судах и плавучих конструкциях оборудования, агрегатов, приборов, систем, машин и механизмов
    3
    Выполнение сложных слесарных операций при демонтаже, разборке, разметке, монтаже, сборке установленного на судах и плавучих конструкциях оборудования, агрегатов, приборов, систем, машин и механизмов
    3
    Гидравлические испытания арматуры, трубопроводов и систем (кроме специальных систем: гидравлики, воздуха высокого давления, главного и вспомогательного пара) на судне давлением свыше 15 до 100 кгс/см2 и пневматические испытания давлением свыше 10 до 50 кгс/см2
    3
    Выполнение слесарных операций высокой сложности при ремонте и обслуживании установленного на судах и плавучих конструкциях оборудования, агрегатов, приборов, систем, машин и механизмов
    Выполнение подготовительных и вспомогательных слесарных операций высокой сложности при ремонте и обслуживании установленного на судах и плавучих конструкциях оборудования, агрегатов, приборов, систем, машин и механизмов
    4
    Проведение дефектации, ремонта, регулировки, наладки высокой сложности установленного на судах и плавучих конструкциях оборудования, агрегатов, приборов, систем, машин и механизмов
    4
    Выполнение слесарных операций высокой сложности при демонтаже, разборке, разметке, монтаже, сборке установленного на судах и плавучих конструкциях оборудования, агрегатов, приборов, систем, машин и механизмов
    4
    Гидравлические испытания арматуры, трубопроводов и систем любого диаметра на судне давлением свыше 100 до 300 кгс/см2, кроме специальных систем и трубопроводов, пневматические испытания арматуры трубопроводов и систем на судне давлением свыше 50 до 250 кгс/см2
    4
    Выполнение особо сложных cлесарных операций при ремонте и обслуживании установленного на судах и плавучих конструкциях оборудования, агрегатов, приборов, систем, машин и механизмов
    Выполнение особо сложных подготовительных и вспомогательных слесарных операций при ремонте и обслуживании установленного на судах и плавучих конструкциях оборудования, агрегатов, приборов, систем, машин и механизмов
    4
    Проведение особо сложных операций при дефектации, ремонте, регулировке, наладке установленного на судах и плавучих конструкциях оборудования, агрегатов, приборов, систем, машин и механизмов
    4
    Выполнение особо сложных cлесарных операций при демонтаже, разборке, разметке, монтаже, сборке установленного на судах и плавучих конструкциях оборудования, агрегатов, приборов, систем, машин и механизмов
    4
    Испытания компрессоров и оборудования холодильных установок диаметром цилиндра свыше 200 мм, аппарельных устройств, арматуры и трубопроводов воздуха высокого давления, гидравлики, механизмов машинно-котельного отделения на швартовных и ходовых испытаниях
    4

    Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД)

    35 Производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств
    35.11 Строительство и ремонт судов

    Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ)

    7232. Слесари-механики, слесари-сборщики и слесари-ремонтники летательных аппаратов и судов
    7514. Профессии рабочих по обслуживанию и ремонту оборудования морских и речных судов

    Наименование разрабатываемого профессионального стандарта Слесарь-судоремонтник

    Регистрационный номер 231

    Вид профессиональной деятельности Слесарные ремонтные работы на судах и плавучих конструкциях

    Код профессиональной деятельности 30.008

    Наименование ответственной организации-разработчика ООО «Группа БАЗИС»

    Должность и ФИО руководителя Генеральный директор Пантюхин Михаил Борисович

    Наименования организаций-разработчиков ОАО «Адмиралтейские верфи», город Санкт-Петербург
    ОАО «ОСК», город Москва
    ОАО «ПО «Севмаш», город Северодвинск
    ОАО «СПМБМ «Малахит», город Санкт-Петербург
    ОАО «Судостроительный завод «Лотос», город Астрахань
    ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь», город Санкт-Петербург
    ОАО «Центр судоремонта «Дальзавод», город Владивосток
    ОАО «ЦКБМТ «Рубин», город Санкт-Петербург
    ОАО «ЦМКБ «Алмаз», город Санкт-Петербург
    ОАО «ЦС «Звездочка», Архангельская область, город Северодвинск
    ООО «Балтийский завод-Судостроение», город Санкт-Петербург

    Основание разработки Государственный контракт

    Планируемая дата завершения 30.11.14

    Номер приказа 980н

    Дата утверждения 08.12.14

    Пояснительная записка к проекту

    Сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта

    Информация о результатах профессионального обсуждения

    Информация о результатах общественного обсуждения

    Информация о результатах рассмотрения в федеральных органах исполнительной власти

    Информация о результатах рассмотрения экспертным советом

    1. Как работодателям подготовиться к введению профстандартов (в частности, какие изменения вносить в локальные нормативные акты и должностные инструкции (квалификационные характеристики))?

    Вопрос. Как работодателям подготовиться к введению профстандартов?

    Пока идет сам процесс принятия профессиональных стандартов, готовиться работодателям никак не надо. Необходимо контролировать выход профессионального стандарта по тем профессиональным направлениям (должностям и профессиям), которые есть в данной организации. Работодатель может принять участие в общественном обсуждении такого стандарта или уже принять его как данность после утверждения Минтрудом.

    После выхода профессионального стандарта работодателю необходимо в первую очередь обратить внимание на дату, с которого он вводится в действие и изучить квалификационные требования, прописанные в нем, а также как описана трудовая функция и трудовые действия.

    Вся эта информация необходима работодателю для корректировки должностных инструкций (при их наличии) или иных документов, которые у работодателя регулирую эти вопросы (например, положения о структурных подразделениях, положения по аттестации рабочих мест, положения по оплате и др.)

    2. Последствия приема на работу в государственное учреждение работника, не соответствующего профессиональному стандарту.

    Вопрос. Последствия приема на работу в государственное учреждение.

    Если вопрос относительно того насколько жестко коммерческие организации могут придерживаться принятых профессиональных стандартов сейчас является дискуссионным (так как в коммерческой организации работодатель может придумывать самостоятельные наименования должностей и профессий, правда только при условии, что по ним нет государственных гарантий, ограничений, компенсаций), то в государственных учреждениях профессиональные стандарты будут применяться как обязательные для определения наименования должностей и прописания квалификационных характеристик.

    В связи с принятием профессиональных стандартов согласно ст. 195.1. Трудового кодекса при необходимости вносятся корректировки в единые тарифно-квалификационные справочники (как например, уже произошло с такой должностью как «инженер по охране труда» которая исключена из ЕТКС) – которые как раз и являются обязательными для организаций, бюджетной сферы.

    3. На сколько Профстандарты будут соответствовать ситуации названий должностей на рынке труда? Сейчас существует очень много менеджеров, чьих должностей нет в ЕТКС и ЕКС, соответственно трудовую функцию и соответствие занимаемой должности работодатели определяют с помощью должностных инструкций, что тоже выход. Решится ли эта ситуация с помощью новых Профстандартов или они будут опаздывать за изменениями, как ЕТКС?

    Профессиональные стандарты определят требования к стандартизированным функциям, которые есть в подавляющем большинстве компаний, например, расчет заработной платы, подбор персонала, ведение кадровых документов и т.д. а новые прогрессивные позиции, как правило, появляются точечно, при появлении в работе неких новационных функций, поэтому ни профессиональные стандарты, ни ЕТКС не могут успеть за ними, так как последние выполняют описательную роль того, что уже существует на рынке и достаточно сильно распространено до уровня – типовых, стандартных функции.

    Но так как у работодателя нет запрета на создание новых должностей, профессий, в связи с появлением новых задач, работ, функций – то соответственно профессиональные стандарты и ЕТКС, что очень важно, не вредят и не мешают их появлению.

    4. Что изменится с введением профстандарта? Станет ли жизнь работника и работодателя легче или труднее?

    Вопрос. Что изменится с введением профстандарта?

    В чем то станет легче, в чем то труднее. Однозначно проще работодателю будет теперь разрабатывать должностные инструкции, определять квалификационные требования к работникам при приеме на работу, проводить оценку и аттестацию работников.

    В чем станет сложнее, так это в первых организационных мероприятиях по приведению в соответствие внутренних кадровых документов требованиям принятых профессиональных станадартов.

    5. Профстандарт четко устанавливает функции, которые обязан выполнять работник, требования к его квалификации, становится новой базой для формирования систем аттестации, сертификации персонала и оплаты труда.
    Соглашусь, что конкретные критерии, жестко сформулированные в стандарте, помогут выявить пробелы в образовании кандидата на работу (ведь принимая на работу специалиста, мы прежде всего ориентируемся на документы, представленные кандидатами: диплом об образовании, документы о прохождении повышения квалификации и т.д.) или и в компетенциях уже работника организации. И тогда будет ясно, какая помощь кому требуется: стажировка, переподготовка, временный перевод на другую должность в период прохождения обучения и только в крайнем случае отстранение от должности (но тут нужна будет основательная мотивировка, создание аттестационной комиссии и др. процедуры).

    Успокаивает то, что обещанное введение профстандартов – пролонгированный процесс, что через постепенное введение и применение профстандартов на практике будут выявляться пробелы, недочеты и выстраиваться методическая база обучающих центров и образовательных учреждений всех уровней для подготовки специалистов в соответствии и с профстандартами. Одно но: что недобросовестный работодатель предпримет с «неугодными» ему работниками, которые «как бы» не будут соответствовать профстандартам?

    Так как прямого основания для прекращения трудового договора с таким работником Трудовой кодекс не устанавливает, все равно вот так вот просто уволить работника в связи с «несоответствие профессиональному стандарту» работодатель не сможет. Максимум через процедуру проведения аттестации работника, которая не такая уж простая и очень часто оспариваемая в судебном порядке.

    6. Удивило (если не шокировало) следующее: «…для осуществления воспитательной работы учитель должен обладать восемнадцатью различными умениями и навыками, для успешного развития ребенка – двадцатью». Не слишком ли много для одного человека?
    И будет ли объективным справедливым и законным отказать в работе человеку, который, по мнению аттестационной комиссии, не обладает некоторыми из них?
    И вопрос: а являются ли таковыми специалистами и сами представители аттестационной комиссии. Риторический вопрос: «а судьи кто?»

    Относительно «а судьи кто» меня так же очень интересует вопрос, на одном из последних заседаний В.В. Путин высказал намерение на создание специальных центров оценки профессиональному уровню. Это кстати, достаточно распространенная практика во многих западных странах. До создания таких центров оценку будут производить внутренние аттестационные комиссии работодателя и в случае дальнейшего конфликта между работником и работодателем одним из вопросов, скорее всего и будет касаться состава аттестационной комиссией.

    При этом, аттестационная комиссия обязана производить оценку по квалификационным характеристикам, знаниям, умениям, а не личным характеристикам соискателя или работника. Поэтому, конечно, кто будет производить такую оценку – принципиально важный вопрос. В любом случае, любой работник или соискатель может оспорить решение аттестационной комиссии вынеся его на усмотрение комиссии по трудовым спорам, инспекции труда или суда, если не будет согласен с тем является ли решение комиссии объективным и достоверным.

    Поэтому во многих отраслях сейчас и набирает обороты добровольная сертификация специалистов. В частности, наш Институт этот проект запускает в этом году и любой желающий сможет пройти такую сертификацию подтвердив свой профессиональный уровень.

    В данном случае, понятно, что такая отраслевая сертификация будет производится именно теми, кто работает в данной сфере и вопрос некого «необъективизма» скорее всего будет минимизирован. Понятно, что спрос рождает предложение и наверное будут и те, кто будет производить эту сертификацию просто за деньги. Плати деньги – и ты сертифицирован. Вот тут то как раз по прошествии некого времени рынок и выстроит свое отношение к определнным сертификациям, кому верить, кому нет, некий «квотум доверия».

    Мы в своей сертификации сразу задаем высокую планку, чтобы человек, имеющий наш сертификат действительно имел и подтвердил свой профессиональный уровень.

    7. Как Вы думаете, надо ли будет вносить в трудовые договоры и книжки работников записи об изменении их профессии или должности, если таковые изменятся в соответствии с классификатором профессиональной деятельности?

    На сегодняшний момент вопрос и технология создания (признания) такого центра только разрабатывается. Все еще в проекте и пока говорить о чем-то рано, в том числе о тех требованиях, которые будут устанавливаться к данному центру или центрам (если их будет несколько).

    Добровольная сертификация – это сертификация при организациях, которые такую сертификацию проводят (у них есть такой вид деятельности). Это, как правило, организации эксперты в своей отрасли, которые сертифицируют конкретного человека, подтверждая его высокий уровень квалификации в определенной сфере, например «профессиональный бухгалтер», «профессиональный аудитор» и т.д.

    В данном случае как раз студенту, который только закончил учебное заведение сертифицироваться вряд ли удастся, так как в сложившейся практике при сертификации требуется подтверждение достаточного практического опыта и успешно реализованных проектов.

    8. Я увидела, что Валентина Васильевна Митрофанова в составе рабочей группы по разработке проф. стандартов. Я обучаюсь как раз в ее Институте профессионального кадровика. Отсюда вопрос: будет ли котироваться на рынке труда наш диплом о переквалификации? И подходить под профстандарт кадровика?

    Естественно будет. При этом, наш Институт профессионального кадровика входит в состав рабочей группы по профессиональному направлению «Управление персоналом» и по обобщенной трудовой функции «Кадровое делопроизводство» именно мы писали трудовую функцию и трудовые действия. Естественно, что наши учебные программы разрабатываются с учетом требований рынка и возможностей сразу на практике применять все полученные знания.

    Если для занятия определенной должности необходимо будет иметь дополнительные программы профессиональной переподготовки (более 500 часов) – то наш диплом и закроет данные требования. Наше обучение является лицензированным и диплом о профессиональной переподготовке будет подтверждать наличие специального образования у работника и его соответствие квалификационным характеристикам.

    Если для занятия определенной должности будет требоваться повышение квалификации (от 72 часов), то любой специалист сожжет пройти у нас обучение и получить удостоверение о повышении квалификации, либо пройти программу профессиональной переподготовки, которая по количеству часов превысит даже установленные требования профессионального стандарта о повышении квалификации.

    9. Минтруда России прорабатывает подходы к созданию базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. На ваш взгляд, сколько таких центров будет создано в России? Как скоро они появятся в сфере образовании. Требования к такому центру достаточно жесткие. «При отборе организации целесообразно применение следующих основных критериев:

    • Участие в международных организациях, проектах, доступ к международным профессиональным стандартам, моделям компетенций и методикам проектирования образовательных программ.
    • Наличие положительного опыта работы с бизнесом, в том числе, опыта адаптации учебных программ под задачи бизнеса и опыта координации процесса обучения на конкретных кейсах.
    • Высокий уровень квалификации преподавательского состава, наличие преподавателей с практическим опытом работы на производстве в последние 5 лет.
    • Наличие действующей системы дистанционного обучения, а также опыта создания дистанционных курсов и проведения вебинаров.
    • Наличие соглашений с ведущими производителями промышленного и технологического оборудования.
    • Наличие апробированных бизнесом методик и опыта разработки диагностических материалов, профессиональных стандартов, моделей компетенций, регламентов оценки компетенций, рамок квалификаций.
    • Наличие широкого количества учебных программ и опыта их реализации по рабочим профессиям».


    Замминистра Любовь Ельцова отметила создание « …системы эффективной оценки качества подготовки выпускников и добровольная сертификация квалификаций».

    Что такое «добровольная сертификация квалификаций» - определение уровня квалификации специалиста-выпускника?

    На сегодняшний момент вопрос и технология создания (признания) такого центра только разрабатывается. Все еще в проекте и пока говорить о чем-то рано, в том числе о тех требованиях, которые будут устанавливаться к данному центру или центрам (если их будет несколько).

    Добровольная сертификация – это сертификация при организациях, которые такую сертификацию проводят (у них есть такой вид деятельности). Это, как правило, организации эксперты в своей отрасли, которые сертифицируют конкретного человека, подтверждая его высокий уровень квалификации в определенной сфере, например «профессиональный бухгалтер», «профессиональный аудитор» и т.д.

    В данном случае как раз студенту, который только закончил учебное заведение сертифицироваться вряд ли удастся, так как в сложившейся практике при сертификации требуется подтверждение достаточного практического опыта и успешно реализованных проектов.

    10. Как Вы думаете, надо ли будет вносить в трудовые договоры и книжки работников записи об изменении их профессии или должности, если таковые изменятся в соответствии с классификатором профессиональной деятельности?

    Если в конкретной организации в связи с изменением классификатора профессиональной деятельности будут вводиться новые должности (профессии) и упраздняться существующие или они будут переименовываться, то да, естественно такая запись должна быть внесена в трудовую книжку в обязательном порядке. Эта запись будет внесена как запись о переводе.